Как образуется цена на картину современного художника

Из чего формируется стоимость картины на рынке искусства

Цена на картину современного художника складывается из трёх компонентов:

Эстетической ценности

Символического капитала

Полной себестоимости

°

Произведения изобразительного искусства в рыночной экономике стоят особняком. Картина – это такой удивительный предмет, который совмещает в себе свойства культурного объекта, нематериальной услуги и все атрибуты физического товара, поэтому цена на картину образуется так: к нормальной стоимости, которая определяется расчётным методом, прибавляется символическая ценность.

Создание символической ценности

В широком смысле символической ценностью мы наделяем события или вещи, которыми дорожим по какой-то причине, но человеку постороннему они покажутся самыми обычными. Мы не сможем продать вещь выше её стоимости только потому, что она значима лично для нас.

С предметами искусства иначе. Чем с большим энтузиазмом пишет и выставляется художник, тем больше внимания к его картинам и тем дороже они стоят. Кроме того, символическую ценность живописи повышает неподражаемая авторская манера, оригинальная тематика и эстетическая привлекательность картины.

Термин эстетика применительно к живописи стали использовать с начала XV века, в эпоху Возрождения. Тогда искусство отделилось от наук и ремёсел в особый класс. Его предназначением было изображение красоты для возбуждения чувства прекрасного и наслаждения, то есть для эстетического удовольствия. Эстетический – означает непосредственно ощущаемый, иррациональный, возвышенный опыт соприкосновения с совершенством.

Художественная значимость произведения тем выше, чем неоспоримее его эстетическая ценность, то есть сила эмоционального воздействия. Так считали не всегда. До XIV века у светской, не религиозной живописи было чисто утилитарное, хозяйственное назначение. Особый статус изобразительного искусства, как чистого творчества, с трудом завоёвывался философами-идеалистами и историками искусства на протяжении столетий.

Тем парадоксальнее частичный отказ от эстетства в пользу контекстуальных моделей в нашу эпоху метамодерна: чувство красоты стало субъективным и расширилось до маргинального. На первый план вышла внешняя уникальность арт-объектов, а не их художественное достоинство. Тем не менее идеалистическое представление о роли искусства в жизни людей по прежнему в ходу и приносит прибыль.

 

Схема: факторы, образующие бренд художника

Бренды современного арт-рынка

Процесс формирования цены на живопись можно сравнить с раскруткой торговой марки в мире моды или созданием искусственного спроса на предметы роскоши. Это похоже на надбавку в цене за известный бренд или наценку на драгоценные металлы, бриллианты, когда покупатель переплачивает за желание обладать красивой качественной вещью и быть частью привилегированного сообщества.

Например, международная корпорация De Beers убеждает нас в том, что алмазы обладают нетленной красотой и непреходящей ценностью. Но стоит нам побольше узнать о кимберлитовых трубах и сколько их имеется на планете Земля, поинтересоваться у геолога сколько стоит карат без огранки (от 5 долларов), и мы поймем, что вся история о вечной ценности драгоценных камней — лишь искусство позиционирования.

Самые известные бренды в мире искусства – это аукционные дома Christie’s и Sotheby’s в Лондоне, Museum of Modern Art, сокращенно MoMA, в Нью-Йорке. Если престижный аукционный дом или музей выставляют у себя какого-то художника, то их статус разделяет и автор работ. У арт-дилера Ларри Гагосяна и его галерей такая устойчивая репутация, клиенты настолько доверяют его мнению, что платят за картины не глядя.

У покупателей нет времени на то, чтобы разобраться в специфике современного искусства, поэтому они вынуждены полагаться на проверенную и надёжную торговую марку. Погоня за престижем и желание обладать редким произведением становятся главным стимулом к приобретению. За это выкладывают суммы, которые намного превышают разумные пределы.

В отличие от брендированных товаров широкого потребления, живопись, как и драгоценности, мало подвержена капризам моды и износу. Более того, со временем стоимость картины, многократно показанной на статусных выставках, растёт, то есть она обладает отложенной стоимостью. Символическая ценность живописной работы проецируется на будущее и обеспечивает художнику долгое признание, а владельцу выгодное инвестирование.

Коммерческий успех на рынке искусства может быть первичным, если интерес вызван удивлением эпатированной публики, но потом к нему должны присоединиться и другие компоненты. Когда этого не происходит – автора вытесняют конкуренты с более выигрышным «послужным списком»: лучшим образованием, опытом, престижной историей выставок и другими регалиями.

Таким образом, с фигурой художника связан ещё один вид символической ценности: его статус в профессиональном сообществе. Накопленный живописцем символический капитал – его бренд — повышает цену картин и распространяется на последующие работы как кредит доверия. Так вокруг имени художника образуется интеллектуальная прибавочная стоимость.

 

Схема: элементы символического капитала художника

 

Вклад автора в формирование цены

Современный художник — это частный предприниматель, квалифицированный и самостоятельный специалист, который вступает в рыночные отношения на тех же условиях, что и остальные члены общества. Его успешность во многом зависит от навыков общения, работоспособности, обучаемости, амбиций и яркости темперамента.

Талант не помешает, но для коммерческого успеха не важно, раскрыли его в период обучения или человек всю жизнь борется со своей «бездарностью»: овладевает ремеслом, развивает интеллект и восприятие. Изречение Т.А. Эдисона дословно звучит так: «Genius is consists of one percent afflatus and ninety-nine percent sweating. Гениальность состоит из одного процента вдохновения и девяноста девяти процентов потения».

Как красота и сила растения зависит от плодородности почвы из которой оно вырастает, так и плоды творчества обусловлены трудолюбием, увлеченностью и профессиональной компетентностью художника. Живописную работу нельзя рассматривать отдельно от автора, потому что художественная ценность картины определяется мировоззрением человека, который её нарисовал.

Индивидуальность живописца накладывается на его работы, придаёт им неповторимость, делает узнаваемым творческий почерк. Через индивидуальность нисходит вдохновение — энергоинформационная волна, которая появляется ниоткуда, улавливается и, минуя сознание, проявляется на полотне в линиях и красках, раскрывая образ.

Вдохновенная картина привлекает глубиной и эмоциональной силой. Она вступает в резонанс с собственными чувствами зрителей и вызывает эстетическое переживание, которое отличается от привычного реагирования на уровне нравится – не нравится. Эстетическая ценность ощущается как что-то до слёз прекрасное, некогда потерянное, но теперь обретенное.

Написать настолько проникновенное произведение способен только духовно зрелый мастер. Вспомните пушкинское: «Je sens que mon ame s’est tout-a-fait developee, je puis creer. Я чувствую, что мой дух окреп, я могу творить» – из письма Николаю Раевскому. Для творческой реализации нужны годы – чтобы окрепнуть, отшлифовать себя и заслужить репутацию. В конечном итоге это окупается.

Когда символический капитал и мастерство живописца настолько увеличиваются, что он становится явлением в искусстве, монополистом – приходит настоящий успех. Больше никто не может сделать так же, он – обладатель исключительного права. Особенно цена на картины взлетает после смерти художника — они будут стоить столько, сколько за них готовы заплатить.

 

 

Схема: как образуется цена на картину современного художника, ценообразование картин

 

Расходы на материалы и налоги

В советское время в свободной продаже не было изобилия художественных материалов. До 1990 года распределением холстов, красок и кистей занимался Художественный фонд СССР. Он же содействовал творческой жизни художников: поставлял заказы, организовывал выставки, предоставлял мастерские, но только для своих конъюнктурных членов. Остальные доставали, где могли.

Писали на холстах из очёса льна, свинцовыми белилами, красками с небольшой светостойкостью. Теперь, спустя всего десятилетия, часть прекрасных работ выглядит жалко. Реставраторы укрепляют расползающиеся холсты, восстанавливают отслаивающийся грунт и в голос призывают современных художников пользоваться качественными материалами.

А стоимость профессиональных материалов, например, одного тюбика хорошей масляной краски от 800 до 3000 рублей, а надо 30 – 50 цветов. Один метр необработанного длинноволокнистого бельгийского холста, в зависимости от плотности, стоит от 3000 до 7000 рублей. Ещё нужны кисти, подрамники, проклейка и грунт, разбавители и лаки, плюс накладные расходы на рекламу, сайт, полиграфию, аренду залов, перевозку.

Если художник продаёт свои картины сам или через галерею, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя либо приобрести статус самозанятого и выплачивать налоги. Деятелям искусства разрешается платить по упрощенной системе налогообложения – УСН со ставкой 6 или 15 %.

Расчёты позволяют вывести ценообразование картин маслом в живописи из зоны произвольных накруток, но вовсе избавиться от влияния символической ценности на практике невозможно. В галереях рассчитывают коэффициент известности, что упрощает подсчёты и создаёт видимость обоснования стоимости. Цена на картину в евро = (длинна + ширина в сантиметрах) x повышающий коэффициент от 2 до 100 000, где 2 – растущий художник, а 100 000 – признанный мастер, работы которого покупают музеи мира.

Трудоёмкость и трудозатраты

В формулу введены не все показатели –  акцент сделан на коэффициенте популярности, а сама картина оценивается в евро за квадратный сантиметр. Как будто важен только статус художника, а что и как он пишет значения не имеет. Остались без внимания: содержание картины, её художественная ценность, степень технической сложности и затраченное время.

На картину одного размера, но с разной степенью детализации требуется разное количество часов. Один и тот же сюжет разные художники пишут по-своему: в своей индивидуальной манере, в собственном ритме. Добиваясь нужного впечатления, они могут по нескольку раз переписывать одно и то же место или легко, по наитию закончить сюжет за день.

В отличие от других продуктов человеческой деятельности, кропотливость и усердие в работе над картиной не всегда приводят к желаемому результату. В художественной практике иногда спонтанность, сиюминутное озарение гораздо желаннее упорства в оттачивании техники и важнее стремления к идеальной завершенности. Никакое умствование на холсте не заменит лучезарности, подаренной Музой.

Как происходит таинство создания картины? Ответ скрыт в глубинах психики художника, в его нестандартном отношении к себе и миру, в его любовании тем, что происходит на холсте: тональными переливами, изяществом линий, жизненностью созданных персонажей. В результате мы видим изумительное полотно, наполненное светом и любовью. Так сколько стоит вдохновенье?

Мир искусства всё больше подчиняется неписаным законам теневой экономики, и всё чаще рыночная стоимость произведения определяет его художественное и историческое значение. Подобно музыке и кинематографу рынок живописи разросся до масштабов сетевой индустрии и диктует свои правила.

 

 

По всем вопросам: +7 (921) 903-73-40

Елена, с 11.00 до 21.00 без выходных

© 2006-2024, art-barteneva.ru

Сайт художника Елены Бартеневой. Все права защищены.

Создание и продвижение Rockabilly