Что нужно начинающему художнику? Инструменты, материалы и творческая атмосфера

Список инструментов и материалов для живописи маслом

°

Если Вы решили начать рисовать маслом самостоятельно, то нужно подготовить нужный инвентарь. Это не потребует больших материальных затрат. В любом случае радость и муки творчества того заслуживают. Информация ниже поможет синтезировать уже имеющиеся знания и расставить нужные акценты.

 

1. Масляные краски

Для начала хватит небольшого набора. Приобретите дополнительно только титановые белила, так как они расходуется быстрее остальных. Краски различаются не только по цвету, но и по плотности. Они бывают: прозрачные, полупрозрачные и укрывистые. Смешивать оттенки можно не только на палитре, но и непосредственно на поверхности холста.

2. Палитра

Гамма изображения определяется на палитре. Она помогает сохранять единое колористическое решение картины, так как все цвета многократно перемешиваются между собой. На палитре создаётся цветовая симфония без которой исчезнет целостность всего изображения.

Палитру можно сделать из любого подручного материала, который плохо впитывает масло (напр. плексиглас или керамика). Деревянную палитру придется чистить мастихином сразу после каждого использования и протирать тряпкой. Со стеклянной палитры, наоборот, удобнее соскабливать подсохшие краски.

Располагайте цвета на палитре в определенном порядке, к которому Вы со временем привыкните. Например, в центре — белила. Затем, с одной стороны, по периметру расположите теплые цвета (красные, желтые, коричневые), а с другой – холодные (синие, зеленые, фиолетовые) и между ними — монохромные — серый и черный.

 

3.Разбавители красок

Растворитель. Для мытья кистей и разжижения красок подойдёт уайт-спирит или живичный скипидар терпентин. Отличная альтернатива дорогому растворителю из магазина для художников — финский уайт-спирит со слабым запахом Lackbensin (на фото) производства Тиккурилы (продается в Максидоме).

Масло. В живописи используют масла растительного происхождения холодного отжима: льняное, маковое, сафлоровое, ореховое.

Разбавитель представляет собой смесь из растворителя и небольшого количества масла. Использование разбавителя уменьшает количество сухих пятен и непрозрачных мест после высыхания красочного слоя.

Тройник. 70 % растворителя + примерно 20 % масла (для полноты цвета и глянца) + 10 % связующего лака (для механической прочности и более быстрой сушки). В зависимости от применяемой техники процентное соотношение составляющих может изменяться. Если пишут на тройнике, то пользуются двойной масленкой. В одну чашечку наливают смесь, а в другую чистый растворитель для мытья кистей.

Медиумы. Жидким медиумом можно разводить краски без ущерба для их качества. Он состоит из смолы (чаще всего акриловой) и макового масла. Пастообразный медиум используется для придания дополнительного объема мазкам. Его наносят кистью или мастихином, смешивая с тоном или в чистом виде и после застывания дописывают. Состоит из смолы, полиамидного воска и масла.

 

4. Масленка

Это ёмкость, в которую наливается разбавитель. Купите специальную с крышечкой и креплением к палитре или пустите в ход миниатюрную чашечку. Чтобы очистить кисть, не полощите её, а аккуратно макайте и вытирайте ветошью.

5. Лаки

Современные лаки делятся на связующие, покрывные и ретушные. Они состоят из смол и растворителей. Связующие лаки — пихтовый, кедровый, даммарный, мастичный применяются (в чистом виде или в составе тройника) для разбавления краски в процессе работы над картиной.

Покрывным, финишным лаком (акрил-фисташковым или акрил-стирольным) покрывают полностью просохшую картину. Импортные лаки встречаются в виде аэрозолей, которые бывают глянцевые и матовые.

Ретушным (межслойным) лаком смазывают фрагмент неоконченной, но уже просохшей картины, если его нужно дописать. Он растворяет самый верхний слой краски, улучшает сцепление и предотвращает жухлость в многослойном письме.

6. Пресс для выдавливания краски из тубы

Очень удобный аксессуар, позволяющий выдавливать краску из тубы без остатка.

 

7. Основа для живописи

Это загрунтованная поверхность на которой собираются писать. В художественных магазинах имеются готовые основы, но если Вы собираетесь вначале поэкспериментировать, то не обязательно покупать грунтованный холст или картон. Сгодится и оргалит, покрашенный на два раза водоэмульсионкой.

В продаже также имеется готовый грунт для масляной живописи, которым можно покрыть любые плоскости: бетонную стену, лист металла, камень — для того чтобы подготовить их к работе. Что касается холста, то его предварительно натягивают на подрамник и вначале покрывают составом, который называется проклейка.

Купленный в магазине белый грунт можно самостоятельно затонировать сухим пигментом любого цвета (например, умброй, сиеной, глауконитом) или готовым черным грунтом для получения серого оттенка. В этом случае цветная основа используется в качестве имприматуры.

8. Кисточки

Масляными красками пишут плоскими кистями разной ширины и жесткости. Годится и щетина, и более пластичная синтетика, и колонок. Форма волосяного пучка выбирается в зависимости от визуального эффекта от мазка, которого хочет добиться художник. Для прописи мелочей подойдёт круглая тоненькая кисточка из колонка или белки. В этом случае краска разводится более жидко.

 

9. Мастихины

Эти древние инструменты есть в арсенале любого художника. Мастихины используют для

    • Перемешивания краски (вытянутое лезвие в форме лопаточки)
    • Очищения палитры (скошенное лезвие-шпатель)
    • Накладывания краски на холст вместо кисти (ромбовидное, закругленное лезвие).

Работы, созданные с помощью мастихина, привлекают яркими динамичными формами, сложной фактурой, широкими мазками. Они передают художественный образ обобщенно, поэтому для детализации картины иногда дополнительно используют кисть.

Мастихины с тупым кончиком позволяют писать не повреждая сырой нижний слой. Острый кончик служит для процарапывания (приём сграффито) и точечного нанесения краски. Ребром мастихина проводят тонкие прямые линии.

Коротким овальным лезвием накладывают объёмные мазки. В процессе работы можно не только размазывать красочную массу как масло, но и похлопывать до получения интересного рельефа. Длинным мастерком делают плавные цветовые переходы на большой площади.

 

10. Сиккатив

Масляная краска высыхает, потому что масло, входящее в её состав, окисляется. Этот долгий процесс можно ускорить введением сиккатива – жидкого вещества, содержащего соли кобальта, кальция и лития. Сиккатив заметно снижает эластичность красочного слоя после высыхания, поэтому пользоваться им нужно деликатно. Добавление сиккативной жидкости способствует более равномерному высыханию пастозной живописи.

11. Ветошь для вытирания кистей

При смене цвета масляной краски на кисточке, её не полощут в разбавителе как в воде, а смачивают и вытирают натуральной тканью. Сверните тряпочку в несколько раз и используйте так, в сложенном виде. Постарайтесь не марать руки, а если запачкались – сразу оттирайте, иначе одежда, лицо и все вокруг будет измазано.

12. Мольберт

Организуя рабочее место, художник старается сделать его как можно более эргономичным, поскольку ему необходимо находиться в малоподвижном состоянии много часов. Для этого в мастерской устанавливается мольберт, позволяющий регулировать высоту и угол наклона холста. За ним можно писать сидя или стоя, передвигая холст в нужное место, чтобы было удобно.

 

Мольберты изготавливают из древесины, алюминия и прочного пластика. По конфигурации и функциям они бывают: настольные для маленьких форматов, А-образные, мачтовые, Н-образные для крупных форматов, демонстрационные, этюдники и полевые треноги для пленэров на выезде. Поначалу легко обойтись и без покупки специального оборудования — просто прислоните будущую картину к надежной опоре. Тем, кто любит рисовать сидя будет комфортнее не на обычном стуле, а в компьютерном кресле с колесиками, которое тоже можно регулировать по высоте.

 

 

Создание творческой обстановки

Психология творчества определяет творческий процесс как неадаптивную деятельность, направленную на поиск собственного неповторимого решения. К этому поиску человека побуждает не стремление соответствовать социальному заказу, не желание удовлетворить бытовые нужды, а внутренняя потребность в эстетике и готовность развиваться, следуя своим уникальным путём.

Совершенствование художественных способностей тесно связано с сенсорным интеллектом, поэтому благотворное воздействие на органы чувств помогает сознательно настроиться на творческий процесс. В идеале, он должен протекать легко и свободно, подчиняясь деликатным подсказкам интуиции, без оглядки на мнение других людей и без надежды на вознаграждение.

 

Скажите «нет» сытному обеду

Выражение «Художник должен быть голодным» у всех на слуху. Придерживайтесь смысла этой фразы буквально. Сытому человеку тяжело настроиться на едва различимый зов Музы и следовать за тонкими движениями души.

Не зря же, перед тем как писать икону монах несколько дней молится и соблюдает строгий пост. Умеренность в еде очищает тело, успокаивает разум и утончает восприятие, создавая атмосферу живой одухотворенности.

Сознательно расслабляйте тело

Во время рисования внимание художника многократно перемещается от одного края картины к другому. Он наклоняется сосредотачиваясь на мелких деталях, делает всевозможные движения рукой. Отсутствие напряжения в теле благотворно сказывается на работоспособности и эмоциональном комфорте.

Тотальная вовлеченность, отсутствие ощущения своего тела – маркер углубления творческого состояния. Может казаться, что картина рисует сама себя, настолько простым и естественным становится процесс. Но как только Вас начинают отвлекать затекшие мышцы, стоит сделать перерыв и размяться.

 

Поддерживайте лирическое настроение

Атмосфера искусства изысканна и волшебна. Когда художник пишет, происходит таинство неподвластное человеческому пониманию — магия живописи. Как через изображение он передаёт нам свою зачарованность и восторг? Каким образом картина способна вызывать столь сентиментальные чувства? Они похожи на эмоциональный эффект от мелодических модуляций.

Включите любимую музыку. Она поможет настроиться на нужную волну и будет действовать благотворно даже тогда, когда Вы перестанете её замечать. Нельзя рисовать под бормотанье телевизора. Воодушевление – верный признак того, что получится что-то красивое и оригинальное.

Посетите урок рисования

Назначение искусства – связывать человека с его сутью, которая не зависит от психологического склада, социального статуса и выбранной профессии. Множество людей выбирают деятельность, в которой недостаточно творческого аспекта, поэтому жизненно необходимо реализовывать его через хобби.

Приглашаем Вас в квартиру студию СИЕНА на индивидуальный урок живописи для взрослых по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Шуваловский проспект, дом 74, корпус 2. Преподаватель Елена Бартенева.

 

 

 

По всем вопросам: +7 (921) 903-73-40

Елена, с 11.00 до 21.00 без выходных

© 2006-2024, art-barteneva.ru

Сайт художника Елены Бартеневой. Все права защищены.

Создание и продвижение Rockabilly