Какие кисти купить для масла. Виды и способы применения в масляной технике

Как правильно выбрать кисти для масляных красок. Советы начинающим

Живопись — это форма изобразительного искусства, с помощью красок воспроизводящая на плоскости зрительные образы — предметы вещественного мира, преображенные фантазией художника. Различают несколько живописных техник: масло, акварель, гуашь, темпера, акрил, сангина, сепия, тушь и энкаустика. Каждой из них соответствуют свои технические приёмы, художественные материалы и инструменты. В станко́вой живописи пишут масляными красками, кистями из натурального или синтетического ворса.

 

Виды кисточек для живописи

Для рисования маслом нужно купить плоские кисти (с приплюснутой металлической обоймой). Подбирают несколько разных по ширине и материалу из которого изготовлен ворс. Более мягкие берут для гладкой живописи, а жёсткие для корпусного письма объёмными мазками.

Жёсткость пучка определяется по цвету волосков:

    • Мягкие – тёмно-коричневых и серых оттенков
    • Средние — золотистые и рыжие
    • Жёсткие — белые из натуральной или искусственной щетины.

Упругость кисти зависит не только от материала, но и от длины волосяного пучка – чем он короче, тем кисть менее эластична, и тем более плотно кладется красочный слой. Иначе, жесткая кисть будет царапать изображение до просвечивающего грунта.

Номер плоской кисти определяет ее ширину. Например, кисть №10 будет шириной 10 мм. Для небольших форматов холста (до 60 сантиметров по большей стороне) понадобятся кисти от №2 до №8.

Рукоятки кистей бывают с длинными или короткими черенками. За мольбертом удобнее пользоваться кисточкой с длинным черенком, который балансирует и «удлиняет» руку. Это позволяет видеть картину на расстоянии.

 

Истирание кистей — естественный процесс, зависящий от зернистости холста и фактурности просохшего подмалевка (если пишут в несколько этапов). Все новые кисти имеют идеальный вид, но не все сохраняют свою функциональность в процессе — бывает так, что волоски начинают торчать в разные стороны или у них слишком быстро (через 4-5 часов работы) обламываются кончики. Пучок качественной кисточки, даже после многократного применения, стираясь, сохраняет свою первоначальную форму.

 

Подходящий для масла ворс

Для рисования масляными красками надо выбрать кисточки из упругого материала, который легко возвращаются к первоначальной форме.

    • Щетина самая жесткая. Подходит для самых густых, не разбавленных красок. Волосок натуральной щетины отличается тем, что его кончик естественным образом расщепляется. Первоклассная китайская кисть из этого материала содержит до 80 % расщепленных волосков, которые смягчают мазок и делают его более гладким. Щетина хороша в больших форматах. Для маленьких картин она слишком фактурная. Кстати, мусульманам запрещается пользоваться кистями из щетины свиньи, так как считается, что все к чему такая кисть прикасается (будучи влажной) становится нечистым.

    • Мангуст египетский (ихневмо́н) значительно мягче щетинки. Его послушный ворс имеет интересную окраску: пеструю серо-белую, с коричневым кончиком. Кисти из него получаются универсальные, хорошо вбирают и отдают краску.

    • Колонковые, куньи кисточки ценятся в классической портретной живописи. Это идеальный инструмент для полупрозрачных лессировок и прописи мелких деталей. Они необходимы там, где требуется точность и полнота мазка.

    • Синтетика завоевала рынок художественных материалов благодаря своей устойчивости к стиранию и относительной дешевизне. Искусственные волокна (нейлон или полиэстер) способны имитировать и щетину, и мангуста, и колонка. На стадии обучения хорошая синтетика может полностью заменить натуральные кисточки.

Формы волосяного пучка

Плоские кисти — это плотные, сильно сжатые сверху и снизу пучки разнообразной формы. Чем кисть более приплюснута, тем заметнее будут мазки.

    • Контурные прямоугольные, с укороченным ворсом, что придаёт пучку дополнительную упругость. Ими проще проводить ровные прямые линии, так как на твердый ворс рука может слегка опереться.

    • Овальные «филберт» не дают четкого прямоугольного мазка, и потому незаменимы в цветовой растяжке для плавного перехода из одного цвета в другой.

    • Скошенные обрезаны наискосок. Многофункциональны, ими пользуются и когда нужно провести тонкую линию (кончиком), и для широкого мазка. Скошенной кисточкой удобно рисовать углы.

    • Брайт — самые плоские (если смотреть сбоку) и короче обычных. Гарантируют максимальную четкость и выразительность мазков.

    • Веерные – плоский веерообразный пучок. Мягкими кистями этой формы можно сгладить грубые мазки и контуры удаленных предметов (прием сфумато). Веерные кисти из жесткой щетины используют при изображении прядей волос, шерсти животных, травы, веток и листьев.

    • Круглые колонковые или беличьи (натуральные) кисточки №00, №0, №1 или №2 применяют для прописи деликатных линий. Каждый волосок тонкой кисточки должен сужается к кончику, чтобы весь пучок смотрелся заостренным хвостиком даже в сухом виде.

 

Для масла нужны тонкие кисточки из натурального ворса колонка, соболя или белочки (имитация разлохмачивается). Лучше купить их в специализированном магазине для художников. Российский бренд Roubloff выпускает кисти приемлемого качества.

Оригинальную кисть можно изготовить самостоятельно. Для этого часть волосков надо удалить ножницами или ножом для бумаги. Придайте срезу зигзагообразную, Ш-образную или смешанную форму для того, чтобы мазку передались его своеобразные очертания.

 

Как пользоваться художественными кистями

    • Качественная кисть – это залог приятного творческого процесса. Если кисточка попалась неудачная, то лучше сразу отказаться от нее, чем раздражаться от того, что приходится корректировать мазки или убирать отвалившиеся ворсинки.

    • Новая кисточка прослужит дольше, если её обмакнуть в любое растительное масло и оставить на сутки головкой вверх.  Масло затечет под обойму, и туда уже не проникнет краска, которая иссушает основание и делает его ломким.

    • Непрактично работать только одной кистью, так как приходится часто ее отмывать. Покупают обычно по несколько кистей одного номера – отдельно для каждого цвета или для светлых и темных тонов.

    • Для очистки кисти при смене колера понадобится слабо пахнущий растворитель для масляных красок. Скипидар или уайт-спирит наливают в специальную емкость — масленку, которая крепится к палитре. Аккуратно смачивают там кисточку и вытирают сложенной в несколько слоев тряпочкой.

    • Плоскими кистями можно писать широкой стороной и торцом, и даже наносить треугольные мазки.

    • Эффектный прием: с одного уголка на широкую кисть набирается один цвет, а с противоположного – другой. Одним движением на холсте создается красивый цветовой переход. Этим способом удобно писать цветы, одновременно подчеркивая и световую, и теневую стороны лепестков.

 

Характер мазков помогает раскрытию художественного образа. Например, использование в одной картине корпусного и гладкого способа наложения краски создаёт визуальный объём.  Небо и задний план пейзажа можно написать мягко и растушевать кистью, а передний план выпуклыми мазками. Различная фактура ближних и дальних объектов формирует трёхмерную глубину на плоскости. Экспериментируйте, создавайте собственный творческий почерк.

 

Как правильно ухаживать за кистями

Срок службы волосяного пучка зависит от скорости стирания и заботливого ухода.

    • Бережно относитесь к кисточкам во время работы. Разлохмаченные волоски можно восстановить, опустив секунд на 15 в кипяток. Потом намылить, придать форму и оставить сушиться.

    • Очищать кисточку нужно тщательно и сразу после рисования, иначе она будет испорчена. Сначала её опускают в растворитель и промакивают тканью много раз, а потом, если потребуется, промывают тёплой водой с мылом или средством для мытья посуды.

    • Отмывать засохшую кисть нет смысла, так как она, даже если частично очистится, впоследствии будет топорщиться и крошиться. В процессе рисования от нее будут отваливаться волоски. Отслужившие свой век или испорченные кисти лучше сразу же выбрасывать.

    • При ежедневном использовании кисточки можно хранить в специальной банке с кольцом-держателем. Их вставляют в отверстия кольца и погружают в растительное масло так, чтобы кончики не касались дна, иначе они изогнутся. Ещё один вариант хранения в ёмкости с маслом — сгруппировать кисточки вокруг палки, закрепить всё резинкой и опустить конструкцию в банку так, чтобы только конец палки упирался в днище.

 

Закрепить полученные знания на практике поможет урок живописи маслом у художника Елены Бартеневой.

Её студия находится в Санкт-Петербурге: Приморский район, Шуваловский просп. дом 74 корп. 2. Запись по телефону: 903-73-40

 

 

По всем вопросам: +7 (921) 903-73-40

Елена, с 11.00 до 21.00 без выходных

© 2006-2024, art-barteneva.ru

Сайт художника Елены Бартеневой. Все права защищены.

Создание и продвижение Rockabilly