Персональный сайт художника Елены Бартеневой
Картины маслом в наличии, на заказ, с доставкой.
Уроки живописи. Интересные статьи об искусстве.

Как научиться писать картины масляными красками. Советы профессионала

Живопись классической школы подчиняется специальным законам композиции и цветопередачи. Это связано с особенностями человеческого восприятия. Если мы хотим, чтобы изображение выглядело реалистично, то придется соблюдать хотя бы некоторые из них. Однако, всегда помните о том, что хорошая картина притягивает к себе внимание не с помощью проверенных технических приемов, а затрагивает душевные струны своих зрителей.

Информация, которую художник хочет предоставить зрителям, выражается с помощью цвета, света и формы. Удивительно, как на двухмерной плоскости передается пространство и объем, раскрывается сложный мир человеческих чувств и эмоциональная окраска событий. Различное расположение элементов рисунка относительно друг друга и относительно зрителя позволяет автору раскрыть свою идею с максимальной выразительностью.

Учимся рисовать. Общие сведения. Профессиональные техники.

Важное значение имеет правильный выбор формата холста. Частям композиции не должно быть слишком тесно или просторно, а сами предметы лучше писать не больше их натуральной величины. Все рабочее пространство холста должно служить раскрытию многогранной и всесторонней концепции произведения.

 

Галерея случайных работ посмотреть все работы

 

Главное выразительное средство в живописном произведении - это цвет. С его помощью передается львиная доля информации. Гармоничное оптическое взаимодействие всех цветов на картине, её общий цветовой тон называется колоритом. Для создания идеального колорита требуется постоянное составление нужного колера на палитре.

Особая способность быть колористом, часто не зависит от знаний и опыта художника и является самой загадочной тайной его мастерства. Именно она превращает звучание множества оттенков в единую красочную симфонию, звучащую с истинных шедевров живописи.

Последовательность выполнения картины маслом. Многослойные лессировки по всем правилам.

 

  • Эскиз карандашем или углем на бумаге или холсте.
  •  

  • Имприматура . Одноцветная цветовая подложка или цветной грунт. Для теплого колорита – охристая, для холодного – серая.
  •  

  • Подмалевок. Рисунок кистью, пропись теней прозрачной коричневой краской без белил. Обычно используются умбры – натуральная или жженая.
  •  

  • Одноцветный светотеневой подмалевок-гризайль холодным тоном: серым, серо-зеленым с добавлением коричневого. Накладывается с сохранением умбровых теней.
  •  

  • Цветовое решение. Цветные лессировки на освещенных участках с просвечиванием тени. Кроющая прописка света и бликов.
  •  

  • Верхние лессировки на лаке прозрачными красками. В технике глизаль или глейз (глянец).

 

Оттачиваем идею в небольшом эскизе.

Каждый человек способен к раскрытию глубин своего подсознания, но для этого требуется большое желание. Прежде всего, нужно сосредоточиться и почувствовать связь между идеей и возможным способом ее исполнения.

Что Вы хотите рассказать людям своим рисунком? Какие чувства Вы хотели бы в них пробудить? Вообразите себя писателем, сочиняющим роман. Какие цвета в своей картине Вы видите основными, а какие второстепенными? Может это буйство ярких, контрастных красок, а может быть это приглушенные, мягкие тона?

Вспомните детство, возьмите листок обыкновенной бумаги, карандаш или ручку, набросайте общие формы предметов и персонажей. На этом этапе не нужно делать похоже, постарайтесь выразить саму идею Вашего будущего произведения, его концепцию.

Более тщательная проработка в натуральную величину.

Теперь увеличьте свой маленький набросок. Простую композицию можно нарисовать сразу на холсте. Если изображение сложное, то вначале его делают на бумаге, и только потом, после тщательной проработки, через обычную копирку, переносят на цветной грунт холста.

Наметьте композиционный центр и место, где будет находится горизонт. Обратите внимание, что сюжеты с заниженной линией горизонта (взгляд снизу) лишаются устойчивости, но приобретают большую помпезность. Завышенная линия горизонта (взгляд сверху) добавляет приземленности и снижает значительность персонажей.

Имприматура.

Описанная здесь техника подразумевает пропись по тонированному серому грунту, который заменяет, собственно, имприматуру (цветной прозрачный слой краски по белому грунту). Так писали старые мастера Болонской школы Рембрандт и Караваджо. Серый цвет грунта служит основой для холодных полутонов.

Рубенс и фламандские художники работали по белому левкасу со светло-серой имприматурой. В этом случае переход от тени к свету получался более контрастным, тени более глубокими. Светлые места прописывались тонким слоем, так как белый грунт придавал им дополнительную светоносность. В нашем же случае, этап за этапом, идет постепенное уплотнение освещенной поверхности. Объем лепится не только изменением цвета, но и увеличением толщины красочного слоя.

Подмалевок.

Следующий этап – пропись рисунка кистью прозрачными земляными красками красно-коричневого цвета, без белил. Пропись теней, которые после наложения последующих слоев останутся нетронутыми и будут работать как теплые рефлексы. Затем, в самые темные места накладывается более темный оттенок умбры или ванн-дика.

Если подмалевок делается по теплому и темному коричневому грунту, то его тон должен быть более светлым и холодным. На стадии подмалевков может потребоваться дополнительное восстановление и коррекция некоторых участков самого первого слоя.

Одноцветный светотеневой подмалевок гризайль, он же «мертвый».

Этот одноцветный подмалевок холодного оттенка моделирует полутень, которой в картине уделяется основное внимание. После его нанесения живопись приобретает «лунное освещение». Удобнее сразу замешать достаточное количество серо-зеленой или зеленовато-коричневой смеси с белилами. Темные места с глубокой тенью оставьте нетронутыми.

В нашем случае, когда используется серый грунт среднего тона, нет необходимости в тщательной прописи этой градации, так как некоторые участки с полутенью можно просто оставить нетронутыми. Полупрозрачные серые полутона, многослойный плавный переход от тени к непрозрачному свету создает иллюзию пространства и объема. Рембрандт новаторски добавлял к основному цвету гризайля небольшое количество другого пигмента, чтобы наметить колорит.

Цветные слои в световой части полутени, свет и блик.

Полутень пишется способом наложения полупрозрачных слоев цвета, через которые должен просвечивать имприматурный слой. Местами не закрашенный подмалевок остается тонально-цветовой основой всей картины. Световые участки прописываются толстым корпусным наслоением краски с белилами.

Самое ярко освещенное место – блик, соответственно, станет самым плотным и объемным местом на картине. У Вермеера это самый объемный мазок, похожий на бисер. Обратите внимание на спаянность фактуры при изображении открытых частей тела (карнации) и окружающей среды.

Финальные лессировки.

Для нюансировки цветовых переходов в пределах одного локального (чистого, открытого) цвета применяется такой прием. В те места, которые нужно высветлить добавляются белила, а в местах темных полутонов наносятся лессировки цветом темного фона, с разбавленным лаком. Это позволяет объединить все контрастные цветовые пятна в единый колорит.

Прописывая основные составляющие части изображения: тень, свет, полутень, художник выявляет объем предметов.