Какие инструменты и материалы понадобятся начинающему художнику

Материалы, инструменты и приспособления живописца

Если Вы решили начать рисовать маслом самостоятельно, то нужно подготовить нужный инвентарь. Это не потребует больших моральных и материальных затрат. В любом случае радость творчества того заслуживает. Информация ниже поможет синтезировать уже имеющиеся знания и расставить нужные акценты.

 

1. Масляные краски

Сначала можно обойтись небольшим набором. Приобретите в дополнение только титановые белила, так как белая, обычно, расходуется быстрее остальных. Краски можно смешивать не только на палитре, но и непосредственно на изображении. Чтобы получить идеальный светлый тон, уже использованную кисточку очень хорошо промывают в разбавителе и замешивают колер в чистом месте палитры.

2. Палитра

Основная гамма изображения определяется на палитре, которая позволяет сохранять единое колористическое решение, так как все цвета на ней многократно перемешиваются между собой. Так создаётся впечатление гармонического звучания цвета и целостности всего изображения.

Палитры делают не только из дерева, но любого подручного материала, который плохо впитывает масло (напр. плексигласа или керамики). Деревянную палитру придется чистить мастихином сразу после каждого использования и протирать тряпкой. Со стеклянной палитры, наоборот, сподручнее соскабливать слегка подсохшие краски.

Располагайте цвета на палитре в определенном порядке, к которому Вы со временем привыкните. В центре чаще всего кладут белила. Они применяются в смесях постоянно, поэтому такое местонахождение упрощает дело. Затем, с одной стороны по периметру расположите теплые цвета (красные, желтые, коричневые), а с другой – холодные (синие, зеленые, фиолетовые) и между ними — монохромные — серый и черный.

 

3. Масленка и разбавитель

Масленка — это ёмкость, в которую наливается разбавитель. Купите специальную — с крышечкой и креплением к палитре или пустите в ход миниатюрную чашечку. Чтобы очистить кисть не полощите ее в емкости, а аккуратно макайте в разбавитель и вытирайте ветошью.

Подойдет любой растворитель масла (кроме ацетона). Вопрос только в том, насколько хорошо он очищен. Это отражается на его, мягко говоря, пахучести. Попробуйте финский уайт-спирит со слабым запахом Lackbensin (на фото) производства Тиккурилы (продается в Максидоме).

Продвинутые новички смешивают тройник: 70 % скипидара + примерно 20 % льняного масла (для полноты цвета и глянца) + 10 % даммарного или пихтового лака (для механической прочности и более быстрой сушки). В зависимости от применяемой техники процентное соотношение составляющих может изменяться.

Если пишут на тройнике, то пользуются двойной масленкой: в одну чашечку наливают смесь, а в другую — чистый растворитель для мытья кистей.

4. Кисточки

Масляными красками пишут плоскими кистями разной формы, жесткости и густоты. Их лучше закупать в специализированном магазине для художников. Кисти плохого качества со временем начнут топорщиться. Годится и щетина, и более пластичная синтетика. Для прорисовки мелочей и надписей можно пользоваться круглой тоненькой кисточкой из колонка или белочки. В этом случае пигменты разводятся более жидко.

 

5. Основа для живописи

Это загрунтованная поверхность на которой собираются писать. В художественных магазинах имеются готовые изделия для творчества маслом, но если Вы собираетесь вначале поэкспериментировать, то не обязательно покупать грунтованный холст или картон. Сгодится и оргалит, покрашенный на два раза водоэмульсионкой.

В продаже также имеется готовый грунт для масляной живописи, которым можно покрыть любые плоскости: бетонную стену, лист металла, камень — для того чтобы подготовить их к работе. Что касается холста, то его предварительно натягивают на подрамник и вначале покрывают составом, который называется проклейка.

Купленный в магазине белый грунт можно самостоятельно затонировать сухим пигментом любого цвета (например, умброй, сиеной, глауконитом) или готовым черным грунтом для получения серого оттенка. В этом случае цветная основа используется в качестве имприматуры.

6. Текстиль для вытирания кистей

Масло отличается от гуаши или акварели не только способом наложения краски. В масляной технике грязные кисточки не полощут в разбавителе как в воде, а смачивают и вытирают тканью. Искусственная тряпочка для этой цели мало пригодна, она должна быть приятной на ощупь и легко вбирать влагу.

Сверните материю в несколько раз и используйте так, в сложенном виде, не разворачивая. Постарайтесь не марать руки, а если запачкались – сразу оттирайте, иначе одежда, лицо и все вокруг будет измазано. На всякий случай наденьте фартук подлиннее.

 

7. Пресс для выдавливания краски из тубы

На фото с носорогом показан выдавливатель для тюбиков. Не обязательный, но очень удобный аксессуар.

8. Покрывной лак для просохшей картины

Масляные краски сохнут долго и неравномерно: светлые обычно дольше, чем темные, от недели до двух месяцев. Время сушки зависит от температуры, освещенности и толщины красочного слоя. Для окончательного отвердения и кристаллизации нужен год, причем, первоначальный объем краски при этом уменьшается на 20%.

Высохшую картину нужно покрыть акрил-стирольным или другим покрывным лаком. Наносите его широкой кистью деликатно и равномерно, размазывая, но не втирая (достаточно 1 покрытия). Потом отмойте кисть в разбавителе или водой с мылом. Сушите картину в горизонтальном положении часа 3-4. Под слоем лака она станет более контрастной и глубокой.

9. Подставка для холста

Организуя рабочее место, профессиональные художники стараются сделать его как можно более эргономичным, поскольку им необходимо находиться в малоподвижном состоянии по многу часов. Для этого в мастерской устанавливается мольберт, позволяющий регулировать высоту и угол наклона основы. За ним можно писать сидя или стоя, передвигая холст в нужное место, чтобы было удобно.

 

Мольберты изготавливают из древесины, алюминия и прочного пластика. По конфигурации и функциям они бывают: настольные для маленьких форматов, А-образные универсальные, мачтовые для холстов средних размеров, Н-образные для крупных форматов в большой студии, демонстрационные, этюдники и полевые треноги для пленэров на выезде. Но поначалу легко обойтись и без покупки спец оборудования — просто прислоните будущую картину к надежной опоре почти вертикально.

 

 

Тем, кто любит рисовать сидя будет комфортнее не на обычном стуле, а в компьютерном кресле с колесиками, которое тоже можно регулировать по высоте. Получается так, что время рисования внимание человека многократно перемещается от одного края картины к другому. Он меняет наклон туловища, сосредотачиваясь на крупных объемах или мелких деталях, делает всевозможные движения рукой. Чем меньше будет напряжения в теле, тем непринужденнее получится все, что Вы желаете изобразить.

 

Создание условий для эстетического восприятия

Творческая обстановка существенно влияет на процесс рисования, а значит и на ценность живописи. Атмосфера искусства изысканна и волшебна. Когда мы набираем на кисть краску и кладем ее на холст, происходит таинство неподвластное человеческому пониманию — возникает магия живописи.

Лирический настрой и энтузиазм – верные признаки того, что Вы способны создать что-то красивое и оригинальное.

Пишите в тишине или под музыку. Для музыкального сопровождения подойдет спокойная фоновая мелодия. Не стоит рисовать под бормотанье телевизора.

Наверное, многие слышали выражение: «Художник должен быть голодным». Эту фразу нужно воспринимать буквально: сытому человеку тяжело настроиться на едва различимый зов Музы и следовать за своими тонкими эмоциями.

Обучение живописи в мастерской Елены Бартеневой

Назначение искусства – связывать человека с его сутью, которая не зависит от социального статуса, выбранной профессии и сложившегося характера. Множество людей выбирают профессиональную деятельность, в которой недостаточно творческого аспекта, поэтому жизненно необходимо  реализовывать его через хобби.

Приглашаем Вас в квартиру студию СИЕНА на индивидуальные занятия живописью для начинающих.