Мастер-класс по рисованию маслом на холсте. Как самому написать картину

Теория и практика профессионального подхода к творчеству

Изобразительное искусство – это олицетворение духа, свободного от страха, вины и обусловленности. Это искренняя потребность художника выплескивать на холст нечто возвышенное и необъяснимое, освещенное внутренним светом и внешней красотой. Совершенная картина – это воплощение таланта мастера, способного абстрагироваться от всего личного и настроиться на таинство созидания жизни в маленьком прямоугольнике холста.

Умение рисовать у Музы не в приоритете, куда важнее содержание сознания художника — его естественная склонность создавать что-то новое и оригинальное.  Для успешного погружения в творческое состояние человеку необходимо развивать эмоциональную и физическую утонченность. Тогда, в правильном расположении духа художественные процессы протекают свободно: рука движется повинуясь чувствам, мазок ложится к мазку, фрагменты изображения складываются в идеальную последовательность. Любая деталь картины воспринимается как необходимая часть общего жизненного узора, все в ней на своем месте и служит подтверждением прекрасного замысла Вселенной.

 

 

Рисование маслом. Общие сведения и рекомендации

Живопись классической школы подчиняется законам композиции и цветопередачи. Это связано с особенностями зрительного восприятия. Если мы хотим, чтобы картина смотрелась реалистично, придется соблюдать некоторые из них. Но не забывайте о том, что лучшие произведения притягивают к себе внимание не с помощью проверенных технических приемов, а потому что затрагивают душевные струны зрителей.

История, которую художник хочет рассказать, передается в картине с помощью изображаемых персонажей, композиции, цвета и света.

Людей или предметы обычно не рисуют больше их натуральной величины. Не изображают и отдельные части плоти живого существа.

Элементы рисунка располагают между собой и относительно зрителей в последовательности, которая объединяет предметы в цельную композицию и создает смысловую иерархию. Фрагментам не должно быть слишком тесно или просторно в формате холста.

Лишние детали, загромождающие декоративные элементы не нужны — все рабочее пространство должно служить раскрытию идеи предельно ясно и лаконично. Особое внимание стоит обратить на передачу пространства между объектами.

 

Живопись небольших размеров называется станковой, потому что натянутый на подрамник и загрунтованный холст ставится на планку специального станка — мольберта. Она регулируется по высоте и углу наклона, что удобно, ведь художник часто передвигается и меняет позу в зависимости от сегмента изображения, который в данный момент пишет. Кроме мольберта понадобятся также другие материалы и инструменты.

 

 

Фундамент любой картины — выразительный рисунок. Обычно рисуют сразу на холсте, но если картина требует полного построения перспективы или содержит много второстепенных деталей, то вначале эскиз выполняют на бумаге, а потом через обыкновенную копирку переносят на основу. Это связано с тем, что неточные штрихи с грунта стереть довольно сложно, поэтому ткань от многократного надавливания резинкой может растянуться.

 

 

Впрочем, масляными красками можно писать на любой загрунтованной основе: деревянной доске, ДВП, оргалите, бетоне, камне или металлической пластине, которые мало подвержены деформации.

Когда картина окончена, ее подписывают. Чаще всего автограф (инициалы, монограмма или полное имя) оставляется в одном из нижних углов. Более развернутая подпись, содержащая информацию о произведении (название, размер, ФИО автора), фиксируется на обратной стороне работы. Это можно сделать обычным маркером или фломастером.

Сохнет живопись долго, от недели до месяца, в зависимости от сорта пигментов и массивности красочного слоя. Различные цвета просыхают за разное количество времени. Краски полностью кристаллизуются примерно через год. Для защиты от повреждений просохшее произведение обязательно покрывают акрил-стирольным или другим покрывным лаком.

Выражая в искусстве свою индивидуальность не старайтесь нравиться и не ожидайте позитивной оценки окружающих. Стремиться следует к честности и откровенности изобразительного языка. Отзывы, в том числе и позитивные, лучше выслушивать хладнокровно. Злые языки всегда найдутся. Годы практики развивают безразличие к оценке других, особенно критиков и коллег. Помните о том, что одобрительные отзывы в прессе иногда покупаются, хвалебные статьи пишутся на заказ. Опытный художник всегда знает цену своему искусству. Избегать надо переоценки, а не преуменьшения достоинств.

 

Практическое поэтапное руководство для самостоятельного рисования

Над людьми искусства не властны приоритеты действующие в обычной жизни. Для них актуален не результат, которого нужно достигнуть (законченное произведение), а сам процесс создания, протекающий вне компетенции разума. Творческого озарения нельзя добиться ни одним из известных методов, но можно научиться призывать его, а потом терпеливо ждать как благословения свыше. Поэтому в жизни используют термины талант или гениальность. Человек одарен в той мере, в которой способен без усилий принимать и транслировать через себя в мир послание трансцендентности. Мы можем распознать присутствие вдохновения по трем косвенным признакам:

умиротворенности — согласию с самим собой,

удовольствию от того, что происходит,

воодушевлению — необходимости действовать.

 

 

Каждая из этих составляющих творческого процесса представляет собой определенное качество сознания. Переливаясь в то что человек делает, оно определяет свойства будущей картины, и хотя бы одно из них должно действовать непрерывно. Тогда, и только тогда ремесло превращается в искусство.

 

Мк - 2

 

    • Форматирование

Для начала лучше выбирать средний формат. На маленьком (20 на 30 сантиметров) будет сложно выписывать подробности, а в объемном (60 на 80) легко потеряться, увлечься отдельными частями в ущерб целому.

Чем сильнее холст растянут в ширину, тем более устойчивым кажется весь сюжет. Вертикальная компоновка, напротив, подчеркивает воздушность, нестабильность и эмоциональность картины.

    • Оттачивание концепции

Каждый способен к раскрытию глубин своего подсознания, но для этого требуется решимость. Вообразите себя писателем, сочиняющим роман. Что Вы хотите рассказать людям? Какие чувства Вы намерены в них пробудить? Определитесь с колоритом: Вам импонирует яркая или приглушенная гамма?

    • Предварительный эскиз

Вспомните детство, возьмите блокнот, карандаш или ручку. Проведите линию горизонта, обрисуйте контуры пейзажа и силуэты персонажей, их взаиморасположение. На этом этапе не нужно чтобы было похоже, постарайтесь выразить тему будущего произведения.

    • Тщательная проработка

Теперь увеличиваем набросок и прорисовываем его более досконально. Простой образ можно обозначить сразу на холсте, сложный сперва зарисовывают на ватмане или кальке, а потом переводят на основу. Придерживайтесь правила: от общего к частному (обобщение) — сначала изображается крупная форма, затем малая.

    • Основные требования к светопередаче

Чем ближе изображаемый объект к переднему плану и к свету, тем он ярче и контрастнее. Чем дальше предмет от наблюдателя, тем прохладнее он видится. Затененные зоны издалека выглядят светлее, а освещенные — темнее, потому что воздух обладает плотностью. В нем есть кислород, азот, окись углерода, пыль и сера.

Не нарушайте принцип теплохолодности: если освещение теплое, то тень — синеватая, и наоборот. Солнечные лучи – охристые, поэтому полутени будут сиренево-голубые. Лунная дорожка имеет холодный серебристый отлив, поэтому сумрак надо прописать уютными, коричневыми тонами.

    • Кисточки

Для разной степени прорисовки применяются плоские кисти различной толщины и жесткости. Пустите в ход несколько одинаковых, чтобы не отмывать их каждый раз при кардинальной смене пигмента. Для особо тонких прописей подойдут круглые колонковые или беличьи № 1.

    • Наложение красок

Не стоит неосознанно муссировать одно и то же место, затирая живопись.  Возвраты оправданы только тогда, когда необходимо исправить неудавшийся фрагмент. Добивайтесь экспрессивных и безошибочных мазков.

В бликах масло накладывается более плотно, а на темных участках – более жидко. Переведите фокус с изображения фигур на передачу пространства между ними, ведь именно оно служит опорой изобразительному повествованию.

 

 

°

Если у Вас появилось желание, обязательно посетите хотя бы одно занятие у профессионального живописца.

°

Приглашаем Вас в свою квартиру-студию СИЕНА на мастер-классы с почасовой оплатой (1500 рублей, всё включено).

°

Запись по телефону: 903-73-40, Елена.

°

Обучение живописи проходит в сердечной атмосфере, под красивую музыку. В перерыве — кофе и дружеская беседа.

°

В процессе рисования — бесплатная фотосессия на память. Возможна съемка видео, но нужно предупредить заранее.

 

 

МК для начинающих, преподаватель Елена Бартенева