Как самому написать картину маслом. Теория и практика профессионального подхода

Основные сведения и рекомендации для начинающих живописцев

Изобразительное искусство – это олицетворение духа, свободного от страха, вины и обусловленности. Это искренняя потребность художника выплескивать на холст нечто возвышенное и необъяснимое, освещенное внутренним светом и внешней красотой. Совершенная картина – это воплощение таланта мастера, способного абстрагироваться от всего личного и настроиться на таинство созидания жизни в маленьком прямоугольнике холста.

Умение рисовать у Музы не в приоритете, куда важнее содержание сознания художника — его естественная склонность создавать что-то новое и оригинальное.  Для успешного погружения в творческое состояние человеку необходимо развивать эмоциональную и физическую утонченность. Тогда, в правильном расположении духа художественные процессы протекают свободно: рука движется повинуясь чувствам, мазок ложится к мазку, фрагменты изображения складываются в идеальную последовательность. Любая деталь картины воспринимается как необходимая часть общего жизненного узора, все в ней на своем месте и служит подтверждением прекрасного замысла Вселенной.

 

Необходимые инструменты и материалы

Минимальный комплект для рисования обойдётся примерно в 2000 рублей (без покупки мольберта). Написать картину масляными красками можно на любой загрунтованной водоэмульсионкой поверхности: деревянной доске, ДВП, оргалите, бетоне, камне или металлической пластине. Понадобятся:

    • Загрунтованная основа
    • Масляные краски. Если Вам подарили набор — отлично. Если выбираете сами поштучно — не стремитесь покупать дорогие, они не всегда лучше. Для начала достаточно будет Подольских, Сонета и Мастер-Класса
    • Кисти плоские
    • Палитра из дерева, пластика или стекла
    • Масленка для разбавителя
    • Растворитель для мытья кисточек
    • Лак акрил-стирольный покрывной
    • Тряпочки из хлопка для вытирания кистей и рук
    • Мольберт или просто подставка, к которой можно прислонить основу.

 

Общая информация о процессе

Живопись небольших размеров называется станковой, потому что холст или картон ставятся на планку специального станка — мольберта. Он регулируется по высоте и углу наклона.

Фундамент картины — выразительный рисунок. Не жалейте на него времени. Обычно рисуют сразу на основе, но если картина требует полного построения перспективы или содержит много второстепенных деталей, то вначале эскиз выполняют на бумаге, а потом через обыкновенную копирку переносят на грунт.

Когда картина окончена, её подписывают. Чаще всего автограф оставляют в одном из нижних углов. Более развернутая подпись ставится на обратной стороне работы маркером или фломастером. Она содержит:

    • Название произведения
    • Размер
    • Год создания
    • ФИО автора.

Сохнут масляные краски от недели до месяца, в зависимости от массивности красочного слоя. Краски полностью кристаллизуются примерно через год. Для защиты от повреждений просохшее произведение обязательно покрывают лаком.

 

Главные правила рисунка и композиции

Живопись классической школы подчиняется законам рисунка и композиции. Это связано с особенностями зрительного восприятия. Если мы хотим, чтобы картина смотрелась убедительно, придется соблюдать хотя бы некоторые из них.

    • История, которую хочет рассказать художник, вписывается в композицию при помощи изображаемых предметов и персонажей.

    • Элементы рисунка располагают между собой и относительно зрителей в последовательности, которая объединяет их в цельную композицию и создает смысловую иерархию.

    • Лишние детали, загромождающие декоративные элементы не нужны — все рабочее пространство должно служить раскрытию идеи предельно ясно и лаконично.

    • Фрагментам композиции не должно быть слишком тесно или просторно в формате холста. Особое внимание надо обратить на передачу пространства между объектами, так как живая атмосфера и трёхмерная глубина в картине создаётся благодаря смещению внимания художника с предметов на окружающий их воздух.

    • Людей или вещи обычно не рисуют больше их натуральной величины. Не изображают и отдельные части плоти живого существа.

 

Цвет и свет в живописи

Важнейший постулат живописного искусства — принцип теплохолодности или цветовой температуры. Красный и жёлтый — локальные цвета — считаются теплыми. Чистые синий и зеленый – холодные. Но любой оттенок может быть тёплым или холодным. Это определяется степенью его отклонения к другому цвету. Например жёлто-голубой будет холодным жёлтым, а сине-коричневый – тёплым оттенком синего.

Свет, тень и полутень в картине всегда связаны с созданием объёма. А пространственный объём строится на контрасте тёплых и холодных оттенков. Если за основу берется теплый тон света, то полутень и тень будут холодные, а рефлекс (отраженный свет) в тени тёплый. Цвет характеризуют также:

    • Насыщенность (интенсивность и чистота)
    • Яркость (степень освещённости)
    • Светлота (насколько цвет светлый или тёмный).

Предметы или людей вблизи всегда пишут более насыщенно и контрастно. По мере удаления цвет теряет интенсивность. Вдали тени объектов становятся более светлыми, а освещенные участки более тёмными, потому что воздух обладает плотностью (состоит из кислорода, азота, окиси углерода, пыли и серы). Это называется воздушной перспективой. Художники используют её правила для выделения переднего плана и смысловой доминанты.

 

Практическое поэтапное руководство для самостоятельного рисования дома

Выражая в искусстве свою индивидуальность не старайтесь нравиться и не ожидайте позитивной оценки окружающих. Стремиться следует к честности и откровенности изобразительного языка. Отзывы, в том числе и позитивные, лучше выслушивать хладнокровно. Злые языки всегда найдутся. Годы практики развивают безразличие к оценке других, особенно критиков и коллег. Помните о том, что одобрительные отзывы в прессе иногда покупаются, хвалебные статьи пишутся на заказ. Только художник знает цену своему искусству.

 

Выбор формата картины

Для начала лучше отдать предпочтение среднему формату. В маленьком (20 х 30 сантиметров) будет сложно выписывать всякие мелочи, а в крупномасштабном (60 х 80) легко потеряться, увлечься отдельными частями в ущерб общему впечатлению от картины. Выбранное расположение (по вертикали или по горизонтали) вносит дополнительный оттенок в характер произведения.

      • Чем сильнее холст растянут в ширину, тем более устойчивым и приземленным кажется весь сюжет.
      • Вертикальная компоновка, напротив, подчеркивает воздушность, нестабильность и эмоциональность образа.

Оттачивание концепции

Каждый способен к раскрытию глубин бессознательного, но для этого требуется время и желание. Вообразите себя писателем, сочиняющим роман.

      • О чём Вы хотите рассказать людям?
      • Какие чувства намерены в них пробудить?
      • Каким образом изображенные Вами предметы раскрывают суть идеи?
      • Определитесь со цветовой гаммой.

 

Набросок и эскиз

Возьмите бумагу и ручку. Очертите на листе в уменьшенном виде выбранный Вами формат. Нарисуйте внутри него контуры предметов и персонажей, их взаимное расположение. На этом этапе не нужно чтобы было похоже, но постарайтесь найти всему идеальное место.

На следующем этапе увеличте набросок до полномасштабного размера и прорисуйте его более досконально. Придерживайтесь правила обобщения — от общего к частному — сначала изображается крупная форма, затем детали. Простой образ наносят сразу на основу — холст или картон, а сложный сперва рисуют на ватмане или кальке.

Какие выбрать кисти

В масляной технике пользуются кисточками с приплюснутой обоймой. Пустите в ход несколько одинаковых, чтобы не отмывать их каждый раз при кардинальной смене цвета.

    • Синтетический ворс средней жесткости под колонка или мангуста универсален
    • Белочка круглая № 2 для проведения очень тонких линий
    • Свиная щетина годится только для рисования объемными мазками, так как она царапает основу.

 

Как накладывать мазки

Фактура в живописи – это не только внешний рельеф краски, но и вся сложная структура мазков и лессировок на всей глубине красочного слоя. Она сама по себе привлекает внимание и служит средством выражения творческого замысла. По её характеру определяется почерк художника.

Мазки накладывают не хаотично, а в соответствии с создаваемым образом, подчеркивая форму предметов и их объём. Технические методы мастеров прошлых столетий были традиционно устойчивыми, но современные живописцы свободны в выборе фактуры. Она может быть:

    • Пастозной (корпусное письмо)
    • Гладкой
    • Смешанной (например, дальний план пишется гладко, а ближний объёмно).

Для дополнительного сглаживания пастозного рельефа применяют метод флейцевания – мягкой сухой кистью разглаживают неровности, одновременно делая более плавными цветовые переходы.

Не стоит муссировать одно и то же место, затирая живопись. Возвращайтесь в уже написанное только тогда, когда необходимо исправить неудавшийся фрагмент. Добивайтесь экспрессивных и безошибочных мазков.

 

Подмалёвок

Корпусный подмалёвок – это покрытие основы объёмными мазками, настолько толстым слоем краски, чтобы грунт не просвечивал. Постарайтесь закрасить поверхность как можно плотнее, без пропусков, чтобы частички светлого грунта не дробили изображение.

Важно, хотя бы в общих чертах, держать перед мысленным взором уже готовую картину. Тогда вся работа будет складываться правильно, без ущерба для общей идеи и колорита. Создание картины похоже на строительство дома — начиная с фундамента и заканчивая крышей он возводится строго по техническому проекту. Любая ошибка подвергнет здание риску разрушения.

    • Если Вы рисуете на белом или светло-сером грунте — начните с самых тёмных участков, потом напишите самые светлые, а затем остальное
    • Для глубокой тени возьмите не чёрный, а тёмно-коричневый цвет
    • Полутень сделайте в холодных, а свет — в тёплых оттенках
    • Освещенные места напишите более пастозно, чем тени.

Химические формулы красок могут оказаться несовместимыми, и живопись со временем изменит тон, поэтому не перемешивайте слишком большое количество цветов. Особенно осторожно надо использовать желтый кадмий. Его смеси с охрами, сиенами, ультрамарином и кобальтами неустойчивы к свету и чужеродны по составу.

 

Ретуширование и блики

На заключительном этапе выполняется более тщательная разработка тона, конкретизируются свето-теневые отношения, обобщается колорит картины. Ретушь и лессировки (тонкие слои краски) усиливают цвет и, одновременно, снижают контрастность подмалёвка. Они накладываются только на хорошо просушенный красочный слой двумя способами:

    • Жидко разведённой полупрозрачной краской
    • Густой краской растушёванной до прозрачности.

Для улучшения сцепления нового слоя с просушенным и для устранения блёклости в высохших тенях поверхность картины слегка смазывают льняным маслом.

Большие участки однообразного цвета в крупных формах создают эффект графичности. Чтобы картина смотрелась более живописно разнообразьте их цветными рефлексами от окружающих предметов. Подмалёвок должен просвечивать сквозь лёгкие мазки верхнего слоя.

Чтобы снизить контрастность дальнего плана, ретушируйте его разведенными белилами.

В самом конце уточняются тонкие линии, мелкие детали и кладутся блики – самые светлые, блестящие акценты в картине. В бликах масло накладывается плотно, что создаёт дополнительный объём, фактически формируя рельеф.

 

Очистка кистей, палитры и маслёнки

Грязные кисточки макают в растворитель и тщательно вытирают хлопчатобумажной тканью так, чтобы на ней не оставались следы от пигментов. Широкие кисти дополнительно промывают тёплой водой с мылом. Если на них засохнет хоть немного краски, то основание ворса у обоймы станет жёстким, и начнут отваливаться волоски.

Если Вы собираетесь писать на следующий день – кисти можно не мыть, а оставить в банке с растительным маслом или керосином. Волосяные пучки не должны касаться дна, иначе мягкие кончики изогнутся.

Палитру, особенно деревянную, лучше почистить сразу. Сначала оставшуюся краску собирают мастихином, похожим на шпатель. Затем вытирают сухими тряпками, а в конце – на палитру наливают растворитель и протирают в последний раз. Те, кому этот процесс кажется чересчур трудоёмким, в качестве палитры используют одноразовые пластиковые тарелки.

После нескольких часов рисования на дне маслёнки образуется взвесь из остатков разбавителя и красок. Её удаляют хорошо впитывающей ветошью.

К рабочим инструментам художника нужно относится бережно и содержать их в чистоте. От добротности используемых материалов и инвентаря зависит непринужденность творческого процесса, а значит и ценность живописи.

 

 

Обучение рисованию масляными красками в Санкт-Петербурге (Приморский район)

Приглашаем Вас на частные уроки живописи для взрослых (2000 рублей в час, всё включено).

°

Запись по телефону: 903-73-40, преподаватель Елена Бартенева.

°

Обучение живописи проходит в сердечной атмосфере, под красивую музыку. В перерыве — кофе и дружеская беседа.

В процессе рисования — бесплатная фотосессия на память. Возможна съемка видео, но нужно предупредить заранее.

°

 

 

 

По всем вопросам: +7 (921) 903-73-40

Елена, с 11.00 до 21.00 без выходных

© 2006-2024, art-barteneva.ru

Сайт художника Елены Бартеневой. Все права защищены.

Создание и продвижение Rockabilly