Индивидуальное обучение живописи. Урок 1: выбираем масляные краски

Знакомство с масляными красками

До изобретения современных красок живописцы рисовали на холсте или дереве красящими составами природного происхождения. Они растирали в тонкую пыль любые полудрагоценные камни и минералы (лазурит, малахит, известняк), разноцветные глины, некоторые растения и насекомых. Яркость менялась от степени измельчения субстанции и от объема добавленного масла (чем его меньше, тем лучше). Наиболее измельченными были желтые и красные охры, а в крупном помоле выигрывали кобальты и ультрамарин.

До середины XIX века приготовленные колеры хранились в небольших свертках, сделанных из свиного мочевого пузыря. Художники нарезали этот биоматериал на кусочки, клали на них пастообразную массу и герметично сворачивали. Чтобы выдавить нужный цвет пакетик прокалывали, а после употребления отверстие запечатывалось снова. Такой способ хранения был недолговечным из-за быстроты пересыхания, особенно если надо было писать на пленэре.

Впервые мир увидел масляные краски в тюбиках в 1841. Их выпустила британская компания Виндзор и Ньютон. С тех пор многое изменилось. В наши дни для масляной живописи  используют около 290 оттенков, существенное число которых производится из сложных химических соединений, созданных в лаборатории. Каждое из них имеет своё название. Добротность живописи любой сложности зависит от тщательного подбора компонентов, определяющих свойства всей цветовой симфонии.

Так же как и пятьсот лет назад, перетирая естественное или синтетическое сырьё, на производстве добиваются его тесного смешения со связующими веществами: льняным, ореховым или маковым маслом, воском и смолой. Весь производственный техпроцесс протекает под давлением, что исключает попадание в резервуар частиц воздуха. Промышленный продукт содержит только первосортные ингредиенты, влияющие на густоту и глянец.

Преимущество перед акварелью и гуашью

Живопись маслом гораздо интереснее других художественных техник. Особенно она нравится новичкам — поскольку долго сохнет, то есть возможность убрать испорченный фрагмент мастихином, вытереть поверхность и переписать неудавшееся место. Для классического подхода характерна обширная нюансировка тона, света и тени и многообразие технических приёмов. Индивидуальное обучение живописи в нашей студии на Шуваловском (СПб, телефон 903-73-49) подразумевает практические занятия по:

Приемы живописи

    • а ля прима (от и до в один присест объемными мазками),
    • лессировке (полупрозрачному накладыванию слоев с просушками),
    • граттажу (процарапыванию),
    • карнации (многослойному изображению кожных покровов),
    • гризайлю (тоновой или монохромной росписи),
    • сфумато (смягчению контуров по мере удаления на задний план),
    • сухой кисти (растушевке с растяжкой).

 

Индивидуальные уроки живописи  в мастерской Елены Бартеневой

 

Индивидуально живопись

Высыхание

Написанное полотно просушивается очень медленно, от двух недель до месяца, в зависимости от пастозности письма. Полная кристаллизация наступает через год. Собственно, должен просохнуть не сам пигмент, а одно из связующих — растительное масло. Разные цвета схватываются за неодинаковое время. Дольше всего остаются вязкими белила и кадмии (желто-красный сегмент). Темные оттенки подсушиваются скорее. Это связано с различным химическим составом порошка, что отражается на его маслоемкости.

Форсированная катализация достигается включением в краску сиккативного ускорителя. При его введении масло становится способным к быстрому поглощению кислорода. Итальянская марка Classico выпускает быстросохнущие белила под № 26. Поскольку почти во все колера добавляются белила, то одно только использование этого номера  в десять раз ускоряет сушку, так же как и яркое освещение. Особенно прямые солнечные лучи, которые заключают в себе не только инфракрасный, но и ультрафиолетовый спектр.

Активизация процессов, происходящих в красочном слое не может не сказаться на его долговечности. Поэтому лучшие условия для просушки — нормальные.

 Качество красок определяют по нескольким показателям:

МК-Елены-Бартеневой

  • насыщенность,
  • тонкость перетирки,
  • укрывистость,
  • быстрота засыхания,
  • пастозность и тягучесть,
  • светостойкость,
  • адгезия (сила сцепления краски с грунтом).

Срок годности

На непригодность краски указывает изменение ее структуры. Она становится студенистой или твердой. При других симптомах ею можно пользоваться. Если в тюбике образовался излишек текучей фракции —  не страшно. Можно дать ему отстояться в вертикальном положении, а потом лишнюю жидкость аккуратно слить.

 

Для самостоятельной подготовки. Купить набор или поштучно?

Комплектация в коробке хороша только в том случае, когда есть уверенность в том, что живопись никогда не станет Вашим хобби.

Вполне подойдут отечественные краски. Нет никакой кардинальной разницы между Черной речкой, Ладогой, Сонетом или Подольской. Отличаются они, преимущественно, разнообразием выпускаемых этими фирмами расцветок и раскрученностью бренда. Тубы продаются не запаянными, поэтому цвет видно не только на этикетке, но и внутри. Допускается его лёгкая нюансировка в отдельных партиях товара.

Краски всех изготовителей можно смешивать между собой.

Ниже есть список базового комплекта. Остальные дополнения — на Ваш вкус.  Со временем у Вас сложится индивидуальная цветовая палитра, однако, не стоит перемешивать слишком большое количество разнородных веществ, тогда работа сохранится на столетия.

Экспериментируйте, читайте специальную литературу, побывайте на мастер-классе. Теория изобразительного искусства включает раздел о цветоведении. В нем описывается каким образом определяются гармоничные сочетания, как они взаимодействуют между собой и со зрителем.

 

На разбел

Цвета красок

Главная дюжина

Основные:

  • кадмий красный светлый,
  • кадмий желтый светлый,
  • охра натуральная,
  • Травяная зеленая,
  • синий кобальт,
  • черный шунгит.

Очень красивое, светящееся звучание дают:

  • краплак фиолетовый прочный,
  • индийская желтая,
  • марс оранжевый прозрачный.

Для получения оттенков коричневого можно использовать:

  • марс коричневый светлый,
  • тиоиндиго красно-коричневую.
  • Обязательно большой тюбик белил.

 

Перечень наименований, выпускаемых в России

1. Белый — титановые (самые непрозрачные), цинковые (голубоватые), свинцовые (молочно-белые).

2. Неаполитанский: телесная, светло-желтая, желто-палевая, оранжево-желтая, розовая (состоят из белил с добавлением желтого кадмия и красной охры). Они создаются на основе свинцовых белил и темнеют при длительном воздействии освещения.

3. Желтый: кадмий и крон (лимонный, средний и темный), стронциановая, золотистая Арзакан, Вайк, травертин.

4. Красный: кадмий (оранжевый, оранжево-красный, пурпурный, темный), английская и индийская красная, кармин, киноварь (вермильон), кораллово-розовая, Тавуш-вишня, шахназарская, Мецкар, гутанкарская малиновая.

5. Зеленый: кобальт зеленый (темный и светлый), окись хрома, хром-кобальт сине-зеленый, изумрудная, волконскоит, виридоновая, зеленое золото, Паоло Веронезе, Тавуш, Бжни, севанская, араратская, античная, турецкая, английская, оливковая, малахитовая.

6. Синий: кобальт (светлый, спектральный), церулиум, марганцевая голубая, ультрамарин, небесно-голубая, бирюзовая, ФЦ, индиго, фталоцианиновый, турецкий, королевская, берлинская (железная) лазурь, бирюзовая.

7. Лиловый: кобальт (розовый, темный и светлый), гутанарская и лак фиолетовые, тиоиндиго розовая, марганцевая.

8. Коричневый: марсы (светлый и темный, оранжевый, желтый), охры (светлая, натуральная, золотистая, темная Котайк), капут-мортум, сиена (натуральная и жженая), умбра (натуральная ленинградская, грузинская и жженая), ван-дик, феодосийская, Севан.

9. Черный: глубокая, марс, виноградная, персиковая, византийская чернь, сажа газовая, кость жженая, травертин. Явное отличие темных красок выявляется при их смешивании с белилами.

10. Серые: Петербургская, Пейна.

 

Разновидности кистей для домашних занятий