Масляные краски: история, свойства, основной набор цветов для начинающих

Свойства и особенности применения масляных красок в живописи

Любая краска состоит из порошкообразного пигмента и связующего вещества. Пигменты гуаши, акварели, темперы, акрила и масла не отличаются, а вот связующие в каждом случае разные. Например, акварель содержит гуммиарабик или декстрин, мед, глицерин и бычью желчь. Связующие гуаши — фруктовая камедь, смолы-бальзамы, пластификатор, стабилизатор ализариновое масло, животная желчь, фенол. В темперных красках используются козеин, воск, яичный желток или поливинилацетат (ПВА). Акриловые воднодисперсионые краски состоят из мельчайшей дисперсии акриловой (искусственной) смолы-полимера и органического разбавителя или воды.

 

 

Современные масляные краски производят на компьютеризированном заводе, по оптимальной рецептуре. Так же как и пятьсот лет назад, перетирая естественное или синтетическое сырьё, добиваются его тесного смешения с растительными маслами: льняным, ореховым или маковым, воском и смолой. Весь производственный процесс протекает под давлением, что исключает попадание в резервуар частиц воздуха. Промышленный продукт содержит только первосортные ингредиенты, влияющие на густоту и глянец красочного слоя.

 

История художественных красок

До изобретения современных красок живописцы рисовали на холсте или дереве красящими составами только природного происхождения. Они покупали их в аптеках и других не имеющих отношения к искусству местах.

Подмастерья, под наблюдением мастера, растирали в тонкую пыль любые полудрагоценные камни и минералы (лазурит, малахит, известняк), разноцветные глины, некоторые растения и насекомых. Яркость менялась от степени измельчения субстанции и от объема добавленного масла (чем его меньше, тем лучше). Наиболее измельченными были желтые и красные охры, а в крупном помоле выигрывали кобальты и ультрамарин.

До середины XIX века приготовленные смеси пигментов и масла хранились в небольших свертках, сделанных из свиного мочевого пузыря. Художники нарезали этот биоматериал на кусочки, клали на них пастообразную массу и герметично сворачивали. Чтобы выдавить нужный цвет пакетик прокалывали, а после употребления отверстие запечатывалось снова. Такой способ хранения не был долговечным, так как краски быстро пересыхали, особенно если надо было писать на пленэре. Позднее, художники стали пользоваться масляными красками, заправленными в стеклянные шприцы.

С развитием мануфактур процесс приготовления и упаковки художественных красок был модернизирован. Американский художник-портретист Джон Гоффе Рэнд впервые запатентовал изобретение свинцового тюбика для хранения краски и других жидкостей без доступа воздуха. Британская компания Виндзор и Ньютон выкупила у него патент и наладила выпуск красок в новой расфасовке. В 1841 мир увидел краски в тюбиках.

 

В наши дни для масляной живописи используют около 300 оттенков, существенное число которых производится из сложных химических соединений, созданных в лаборатории. Каждое из них имеет своё название. Добротность живописи любой сложности зависит от тщательного подбора компонентов, определяющих свойства всей цветовой симфонии.

 

 Качество красок определяют по нескольким показателям:

    • насыщенность,
    • тонкость перетирки,
    • укрывистость (степень прозрачности), маркируется черным или прозрачным квадратиком,
    • быстрота засыхания,
    • пастозность, тягучесть, концентрация пигмента,
    • светостойкость (выцветание), маркировка — снежинка, плюсик или А, В, С,
    • адгезия (сила сцепления краски с грунтом).

P.S. Некоторые краски намеренно изготавливают полупрозрачными, они называются лессировочными. Если не смешивать их с белилами или более укрывистыми колерами, то нужный оттенок в картине можно получить наложением нескольких тонких слоев (с просушкой каждого покрытия).

Срок годности

На непригодность краски указывает изменение ее структуры. Она становится студенистой или твердой. При других симптомах ею можно пользоваться. Если в тюбике образовался излишек текучей фракции —  не страшно. Можно дать ему отстояться в вертикальном положении крышечкой вверх, а потом лишнюю жидкость аккуратно слить.

 

Советы новичкам. Купить набор или выбрать краски поштучно?

Комплект в коробке хорош только в том случае, когда есть уверенность в том, что живопись никогда не станет Вашим хобби. По цене — отечественные краски вне конкуренции. Нет никакой кардинальной разницы между Черной речкой, Ладогой, Гаммой, Сонетом или Подольской. Отличаются они, преимущественно, разнообразием выпускаемых этими фирмами расцветок, количеством цветов-имитаций в линейке и раскрученностью бренда. Тубы продаются не запаянными, поэтому цвет видно не только на этикетке, но и внутри. Допускается лёгкая нюансировка оттенка в отдельных партиях товара.

 

 

Почитайте специальную литературу, побывайте на мастер-классе. Ниже — список из двенадцати цветов, с которого можно начать путешествие в страну Живописи. Остальное — дело личного вкуса. Со временем Ваша палитра расширится и станет неповторимой. Однако, не стоит перемешивать слишком большое количество разнородных по химическому составу красок. Это может привести к потускнению и изменению колорита готовой картины через несколько лет.  Некоторые художники, которые уже нашли свою самобытную гамму, вручную замешивают нужный тон и накладывают его в пустые тюбики.

На разбел

Список оттенков масла для начинающего живописца:

    • кадмий красный светлый,
    • кадмий желтый светлый,
    • охра натуральная,

 

    • Травяная зеленая,
    • синий кобальт,
    • черный шунгит.

 

Очень красивое, светящееся звучание дают:

    • краплак фиолетовый прочный,
    • индийская желтая,
    • марс оранжевый прозрачный.

 

Для получения оттенков коричневого можно использовать:

    • марс коричневый светлый,
    • тиоиндиго красно-коричневую.

 

    • большой тюбик белил.

Теория изобразительного искусства включает раздел о цветоведении. В нем описывается каким образом формируются гармоничные сочетания, как они взаимодействуют между собой и какое влияние оказывают на зрителей. На сайте с цветовым кругом https://colorscheme.ru можно поэкспериментировать с генерацией цветовых схем. Они бывают: монохромные, контрастные (взаимодополняющие), третичные (равноудаленные на цветовом круге), четвертичные (две пары дополнительных), родственные и акцент аналогичные.

 

Совместимость торговых марок

Если Вы только учитесь и не стремитесь сохранить свой шедевр на века, то краски всех изготовителей можно смешивать между собой.

Скорость высыхания масляных красок

Написанное полотно подсыхает очень медленно, от двух недель до месяца, в зависимости от пастозности письма. Полная кристаллизация наступает через год. Собственно, должен просохнуть не пигмент, а одно из связующих — растительное масло. Разные цвета схватываются за неодинаковое время. Дольше всего остаются сырыми белила и кадмии (желто-красный сегмент). Темные оттенки подсушиваются скорее. Это связано с различным химическим составом порошка-пигмента.

Форсированная катализация достигается включением в краску сиккативного ускорителя. При его введении масло становится способным к быстрому поглощению кислорода. Итальянская марка Classico выпускает быстросохнущие белила под № 26. Поскольку в колера часто добавляются белила, то одно только использование этого номера  вдвое ускоряет сушку. Яркое освещение тоже сушит, особенно прямые солнечные лучи, которые заключают в себе не только инфракрасный (температурный), но и ультрафиолетовый (не ощущаемый, но влияющий на затвердевание) спектр.

Активизация процессов, происходящих в красочном слое не может не сказаться на его долговечности. Поэтому лучшие условия для просушки — нормальные. Объем красочного слоя после полного высыхания уменьшается примерно на 20 %.

 

Обучение рисованию маслом в студии «СИЕНА», Санкт-Петербург

Масло интереснее и разнообразнее других художественных техник. В нём скрыт огромный изобразительный потенциал: возможность лепить фактуру, передавать глубину цвета, оптические эффекты, валёры (диапазон градаций цвета при высветлении или затемнении), многократно ретушировать. Он расцветает в умелых руках и под чутким руководством профессионала. Масляная техника привлекательна для новичков ещё тем, что (поскольку масло долго сохнет) есть возможность убрать испорченный фрагмент мастихином, вытереть поверхность тканью и переписать неудавшееся место заново.

 

Мастер-классы по живописи для взрослых

Студия СИЕНА приглашает на индивидуальные занятия живописью с почасовой оплатой. Формат мастер-классов свободный, со множеством разнообразных тем. По Вашему желанию можно написать картину за один день (от 3 до 8 часов, сразу забрать её с собой) или возвращаться к ней несколько раз, например, как при изучении письма лессировкой.

На уроках масляной живописи в мастерской Елены Бартеневой Вы узнаете законы изобразительного искусства, термины художественного языка, секреты мастерства и сможете научиться традиционным техникам, применяемым в масляной живописи.

Технические приемы масляной живописи:

    • а ля прима (от и до в один сеанс объемными мазками),
    • лессировке (полупрозрачному накладыванию слоев с просушками),
    • граттажу (процарапыванию),
    • карнации (многослойному изображению кожных покровов),
    • гризайлю (тоновой или монохромной росписи),
    • сфумато (смягчению контуров по мере удаления на задний план для письма воздушной перспективы),
    • сухой кисти (растушевке с растяжкой),
    • монотипии маслом (абстрактному оттиску на холст).

 

Наименования художественных красок, выпускаемых в России

1. Белый — титановые (самые непрозрачные), цинковые (голубоватые), свинцовые (молочно-белые).

2. Неаполитанский: телесная, светло-желтая, желто-палевая, оранжево-желтая, розовая (состоят из белил с добавлением желтого кадмия и красной охры). Они создаются на основе свинцовых белил и темнеют при длительном воздействии освещения.

3. Желтый: кадмий и крон (лимонный, средний и темный), стронциановая, золотистая Арзакан, Вайк, травертин.

4. Красный: кадмий (оранжевый, оранжево-красный, пурпурный, темный), английская и индийская красная, кармин, киноварь (вермильон), кораллово-розовая, Тавуш-вишня, шахназарская, Мецкар, гутанкарская малиновая, красный хинакридон.

5. Зеленый: кобальт зеленый (темный и светлый), окись хрома, хром-кобальт сине-зеленый, изумрудная, волконскоит, виридоновая, зеленое золото, Паоло Веронезе, Тавуш, Бжни, севанская, араратская, античная, турецкая, английская, оливковая, малахитовая, зеленая Тавуш.

6. Синий: кобальт (светлый, спектральный), церулиум, марганцевая голубая, ультрамарин, небесно-голубая, бирюзовая, ФЦ, индиго, фталоцианиновый, турецкий, королевская, берлинская (железная) лазурь, бирюзовая.

7. Лиловый: кобальт (розовый, темный и светлый), гутанарская фиолетовая, лак фиолетовый, тиоиндиго розовая, марганцевая фиолетовая, сиреневый хинакридон.

8. Коричневый: марсы (светлый и темный, оранжевый, желтый), охры (светлая, натуральная, золотистая, темная Котайк), капут-мортум, сиена (натуральная и жженая), умбра (натуральная ленинградская, грузинская и жженая), ван-дик, феодосийская, Севан.

9. Черный: глубокая, марс, виноградная, персиковая, византийская чернь, сажа газовая, кость жженая, травертин. Явное отличие темных красок выявляется при их смешивании с белилами.

10. Серые: Петербургская, Пейна.

 

Разновидности кистей для домашних занятий