Кисти для живописи маслом. Типы и способы применения в разных техниках

Лучшие художественные кисти для масляной живописи

У человека, только начинающего писать масляными красками, конечно, есть вопросы об инвентаре, которым пользуются в разных художественных приемах. Самый короткий путь получить на них ответы — посетить хотя бы один урок живописи у профессионального художника, чтобы сразу закрепить полученные знания на практике.

В изобразительном искусстве так много всяких нюансов, что в обычной статье возможно перечислить только основные моменты. Если Вы всё-таки решили действовать самостоятельно, сначала уделите немного времени теории, а уж потом покупайте материалы, необходимые для выполнения поставленной задачи. В этой публикации речь пойдет о художественных кистях.

 

Как правильно выбрать кисти

Маслом пишут плоскими кистями (с приплюснутой металлической обоймой). Подбирают несколько разных по ширине и материалу из которого изготовлен ворс. Более мягкие берут для гладкой живописи и пожестче для пастозного письма крупными мазками.

Твердость кисти можно определить по цвету волоса:

  • мягкие – коричневых и серых оттенков,
  • средние  золотистые и рыжие,
  • жесткие — белые из натуральной или искусственной щетины.

Упругость кисти зависит не только от материала, но и от длины волосяного пучка – чем он короче, тем кисть менее эластична, и тем более плотно кладется красочный слой. В противном случае жесткая кисть будет процарапывать изображение до просвечивающего грунта.

Номер плоской кисти определяет ее ширину. Маркировка отечественных и зарубежных производителей может не совпадать, поэтому ориентироваться лучше на фактический размер, а не на цифру. В среднем, ширина кисти в миллиметрах равняется ее номеру. Например, кисть №10 будет шириной 10 мм. Для небольших форматов холста (до 60 сантиметров по большей стороне) понадобятся кисти: №4, №6, №8.

Черенки кистей бывают длинными или короткими. За мольбертом удобнее пользоваться кисточкой с длинным черенком, который балансирует и «удлиняет» руку. Это позволяет видеть картину на расстоянии в процессе творчества.

 

Все новые кисти имеют идеальный вид, но не все сохраняют свою функциональность в процессе — бывает так, что волоски начинают торчать в разные стороны. Истирание кистей — естественный процесс, зависящий от зернистости холста или фактурности подмалевка (если пишут в несколько этапов). Но даже после многократного применения пучок качественной кисточки сохраняет свою первоначальную форму.

 

Кисти из какого ворса подходят для масла

Масляные краски довольно плотные и тягучие, поэтому в живописи пользуются кистями из упругого материала, которые легко возвращаются к первоначальной форме.

  • Щетина самая жесткая. Подходит для самых густых, не разбавленных красок. Волосок натуральной щетины отличается тем, что его кончик естественным образом расщепляется. Первоклассная китайская кисть из этого материала содержит до 80 % расщепленных волосков, которые смягчают мазок и делают его более гладким. Щетина хороша в больших форматах. Для маленьких картин она слишком фактурная. Кстати, мусульманам запрещается пользоваться кистями из щетины свиньи, так как считается, что все к чему она прикасается (будучи влажной) становится нечистым.

  • Мангуст значительно мягче щетинки. Его послушный ворс имеет интересную окраску: пеструю серо-белую, с коричневым кончиком. Кисти из него получаются универсальные, хорошо вбирают и отдают влагу.

  • Колонковые кисточки ценятся в классической портретной живописи. Это идеальный инструмент для полупрозрачных лессировок и прорисовки мелких деталей. Они необходимы там, где требуется точность и полнота мазка.

  • Синтетика завоевала рынок художественных материалов благодаря своей устойчивости к стиранию и относительной дешевизне. Искусственные волокна (нейлон или полиэстер) способны имитировать и щетину, и мангуста, и колонка. На стадии обучения хорошая синтетика может полностью заменить натуральные кисточки.

Форма кистей и ее применение

Плоские кисти — это довольно плотные, сильно сжатые сверху и снизу пряди. Чем кисть более приплюснута (чем она тоньше), тем заметнее будут мазки.

  • Контурные прямоугольные, с укороченным ворсом, что придаёт пучку дополнительную упругость. Ими проще проводить ровные прямые линии, так как на твердый ворс рука может слегка опереться.
  • Овальные «филберт» (фундук). Не дают четкого прямоугольного мазка, и поэтому незаменимы в цветовой растяжке для плавного перехода из одного цвета в другой.
  • Скошенные обрезаны наискосок. Многофункциональны, ими пользуются и когда нужно провести тонкую линию (кончиком), и для широкого мазка. Скошенной кисточкой удобно рисовать углы.
  • Брайт — самые плоские (если смотреть сбоку) и короче обычных. Гарантируют максимальную четкость и вызазительность мазков.
  • Веерные – плоский веерообразный пучок. Мягкими кистями этой формы можно сгладить грубые мазки и контуры удаленных предметов (прием сфумато). Веерные кисти из жесткой щетины используют при изображении прядей волос, шерсти животных, травы, веток и листьев.
Кисточка белка
  • Круглые колонковые или беличьи (натуральные) кисточки №00, №0, №1 или №2 применяют для прописи деликатных линий. Каждый волосок тонкой кисточки должен сужается к кончику, чтобы весь пучок смотрелся заостренным хвостиком даже в сухом виде.

Покупайте тонкие кисточки только из натурального ворса колонка или белочки (имитация разлохмачивается) в специализированных магазинах для художников. Российский бренд Roubloff выпускает кисти приемлемого качества.

Оригинальную кисть можно изготовить самостоятельно. Для этого часть волосков надо удалить ножницами или ножом для бумаги. Придайте срезу зигзагообразную, Ш-образную или смешанную форму для того, чтобы мазку передались его своеобразные очертания.

 

Как пользоваться художественными кистями

  • Новая кисточка прослужит дольше, если её обмакнуть в любое растительное масло и оставить на сутки головкой вверх.  Масло затечет под обойму, и туда уже не проникнет краска, которая иссушает основание и делает его ломким.

  • Для очищения кисти при смене колера понадобится любой слабо пахнущий растворитель масляных красок. Скипидар или уайт-спирит наливают в специальную емкость — масленку, которая крепится к палитре. Не взбалтывая, аккуратно смачивают там кисточку и вытирают сложенной в несколько слоев тряпочкой.

  • Непрактично работать только одной кистью, так как приходится часто ее отмывать. Покупают обычно по несколько кистей одного номера – отдельно для каждого цвета или для светлых и темных тонов.

  • Плоскими кистями можно писать широкой стороной и торцом, и даже (если приноровиться) наносить треугольные мазки.

  • Качественная кисть – это залог приятного творческого процесса. Если Вы поняли, что кисточка попалась неудачная, то лучше сразу отказаться от нее, чем раздражаться от того, что приходится корректировать мазки или убирать отвалившиеся ворсинки.

  • Эффектный прием: с одного уголка на кисть набирается один цвет, а с противоположного – другой. Одним движением на холсте создается красивый цветовой переход. Этим способом удобно писать цветы, одновременно подчеркивая и световую, и теневую гамму лепестков.

 

Характер мазков в картине должен служить раскрытию создаваемого образа. Например, одновременное использование в картине фактурного и гладкого письма. Небо и задний план пейзажа можно написать мягко, растушевав веерной кистью, а передний план более выпукло. Объемные мазки ближних объектов подчеркнут удаленность перспективы, формируя глубину на плоскости.

Экспериментируйте, создавайте собственный творческий почерк. Самостоятельное рисование маслом на холсте проявит Вашу индивидуальность и поможет по-новому взглянуть на известные шедевры изобразительного искусства.

 

Как ухаживать за кистями

Срок службы кистей зависит от скорости стирания и тщательности ухода за ними.

  • Промывать кисти нужно очень хорошо и сразу после рисования, иначе инструмент будет испорчен. Сначала оттирают разбавителем, а потом, если потребуется, теплой водой с мылом.

  • При ежедневном использовании жесткие кисточки можно хранить в банке с керосином или маслом, но так, чтобы волосяной пучок не касался дна, иначе он изогнётся.

  • Отмывать засохшую кисть нет смысла, так как она, даже если частично отмоется, впоследствии будет топорщиться и крошиться. В процессе рисования от нее будут отваливаться волоски. Отслужившие свой век или испорченные кисти лучше сразу же выбрасывать.

Мастихины в живописи

Мастихины с треугольным, ромбовидным, округлым или волнообразным гибким лезвием используются для нанесения красок вместо кистей. Ими можно не только размазывать красочную пасту как масло, но и похлопывать для получения интересного рельефа. Короткими мастихинами накладывают мазки, а длинными делают плавные цветовые переходы на большой площади.

  • Для очистки палитры подходят мастихины, похожие на шпатель с острым краем.
  • Для смешивания краски, убирания её излишков с холста годятся мастихины с косым срезом.