Персональный сайт художника Елены Бартеневой
Картины маслом в наличии, на заказ, с доставкой.
Уроки живописи. Интересные статьи об искусстве.

Холст и грунт, советы начинающим от профессионала

Как и в любой профессии, у живописцев есть свои секреты мастерства. Какие взять краски, кисти, холст и грунт, советы начинающим художникам дает Елена Бартенева.  

Картина современного художника - это изображение, выполненное масляными красками на специальной грунтованной основе: ткани, дереве, камне, медной, цинковой или свинцовой пластине. До XIX века картины писали на качественной древесине различных пород. Например, во Франции предпочитали орех, в Голландии - дуб, а русские художники - липовые доски, соединенные в щит с помощью клея или шпонок. В XVII веке в России стала популярна техника письма на меди. Медные пластины применяли царские иконописцы. Современное произведение может быть написано не только на холсте, но и на жесткой основе из оргалита, текстолита или ДСП.

Галерея случайных работ посмотреть все работы

 

Живопись маслом  на основе из холста.

Приблизительно с XVIII века, с развитием ткацкого производства, для масляной живописи стали использовать полотно машинной выработки. Лучше всего краски сохраняются на холсте из льна или конопли (пеньки).

Волокна шелка, шерсти или хлопка менее упруги и активно реагируют на атмосферную влажность. Светло-желтые холсты из джута требуют тщательной проклейки, а работа, написанная на холсте из смешанных нитей может потрескаться из-за различной гигроскопичности материалов (лен - полиэстер, полиэфир, лавсан, вискоза). Это нарушает адгезию (сцепление), грунт и красочный слой подвергаются постоянной микродеформации, что сказывается на их долговечности. Используются ровные небеленые ткани, так как применяемые при отбеливании щелочи и кислоты снижают износостойкость.

Произведение, выполненное на добротной основе - это проявление любви, уважения к искусству и правильного отношение к своему ремеслу.

Холсты из натуральных нитей различного плетения.

Для живописи пригодны ткани плотного плетения: полотняного (гарнитурного), саржевого или атласного. Полотняное образуется при чередовании нитей основы (длины) и утка (ширины). При саржевом, сатиновом или атласном плетении уточная нить продевается сразу под двумя или тремя нитками основы, образуя диагональные борозды (например, джинсовая ткань). В настоящее время холст саржевого плетения встречается очень редко. Жаль, он более плотный, при набухании трение между его нитями слабое, а значит он меньше подвержен разрушению. Чем пастознее мазки, тем более плотной должна быть база.

Натягивание холста на подрамник в домашних условиях.

Прежде чем вдохновленный художник сядет за мольберт и начнет писать свое произведение, ему предстоит осуществить несколько подготовительных работ. Профессиональные живописцы часто предпочитают сами натягивать и грунтовать холсты. Это связано с тем, что качество готовых покрытий оставляет желать лучшего.

Я использую холст только из натурального льна. Вырезаю кусок нужного размера по величине подрамника и прибиваю холст к подрамнику строительным стиплером. У каждого свой способ натягивания, важно только то, что ткань должна быть натянута максимально равномерно, без сильных волнообразных искажений нитей. Обычно, вначале прибивают целиком один край по большей стороне, затем противоположный. Последовательность - от середины к краям. Меньшие стороны, напротив, натягивают от края - к середине. Для того, чтобы уже готовая работа без ущерба для красочной поверхности могла быть снята с подрамника для перевозки, лучше оставлять свободный край в несколько сантиметров, аккуратно подогнув его с тыльной стороны.

Как самому проклеить и загрунтовать холст.

Следующий этап - проклейка. Это состав, основным ингредиентом которого является натуральный или синтетический клей. Он наносится на ткань ровным слоем при помощи шпателя. Движения должны быть легкими, не нужно давить слишком сильно, Даем просохнуть и шкурим. Ещё один слой клея, просушка - шкурим. Готовая проклейка продается в магазинах художественных товаров.

Затем холст грунтуем специальным белым составом: наносим шпателем или кистью ещё три слоя, каждый из которых просушиваем и шкурим. Грунты промышленного производства достаточно хорошего качества, поэтому можно просто подобрать тот, который больше всего удобен для Вашей манеры письма - с большей или меньшей адгезией.

Мой опыт подсказывает, что нарушение технологии ведет к ухудшению качества живописи. Если наносить один слой проклейки, то с обратной стороны холста появится белый левкас. Если уменьшить число слоев грунта, то на поверхности изображения, при покрытии лаком, могут проступить более темные пятна в тех местах, где толщина покрытия недостаточная.

Готовый грунт Сонет обладает отличными характеристиками: он водорастворимый, но, в то же время, входящий в его состав хромат аммония придает ему водоотталкивающие свойства, дает эластичную пленку, стоек к загниванию и со временем не становится ломким. Готовым грунтом Левкас можно покрывать картон, так как он не отдает влагу при соприкосновении с пористой плоскостью, а следовательно она не изогнется.

Грунты домашнего производства можно изготовить по следующим рецептам: 

Состав грунтов в весовых частях

 виды грунтов  клей  масло  белый пигмент  вода
 масляно-клеевой   казеин 30   олифа 20   100 - 150  350
 поливинилово-масляный   ПВ спирт 30   льняное 40   75 - 120   250 - 400 
 левкас для дерева  желатин 10            -   мел 75 - 120  70 

В масляно-клеевую эмульсию на натуральном клее дополнительно кладут фенол (0,3 части) для предохранения от плесени и смягчитель (касторовое масло или мед 1 - 2 части).