Персональный сайт художника Елены Бартеневой
Картины маслом в наличии, на заказ, с доставкой
Уроки живописи. Интересные статьи об искусстве

Холст и грунт. Советы начинающим художникам на уроках живописи

 

Галерея случайных работ посмотреть все работы

 

Как и в любой сфере деятельности, в ремесле художника есть свои технические особенности, несоблюдение которых ведет к снижению качества исполнения. Какие взять краски, кисти, холст и грунт? Обо всем этом Вы узнаете на уроках живописи для взрослых, мастер-классах и в тематических статьях сайта. Эта страничка посвящена советам начинающим художникам в выборе холста и грунта.

Основы для масляной живописи.

Картина в масляной технике - это изображение, выполненное масляными красками на специальной грунтованной основе: ткани, древесине, камне, медной, цинковой или свинцовой пластине. Современное произведение может быть написано также и на жесткой основе из оргалита, текстолита или ДСП.

До XIX века картины писали на качественной древесине различных пород. Например, во Франции предпочитали орех, в Голландии - дуб, а русские художники использовали липовые доски, соединенные в щит с помощью клея или шпонок. В XVII веке в России стала популярна техника письма на меди. Медные пластины применяли царские иконописцы.

Почему художники пишут на холсте из льна?

Приблизительно с XVIII века, с развитием ткацкого производства, для масляной живописи стали использовать полотно машинной выработки. Лучше всего красочный слой сохраняется на холсте из льна или конопли (пеньки). Поэтому в магазинах для художников Вы не увидите других материалов. Из-за крупной ячеистой структуры светло-желтые холсты из джута требуют тщательной первоначальной обработки - проклейки, что не всегда удобно. Ткани из шелка, шерсти или хлопка менее упруги и активно реагируют на атмосферную влажность, а значит велика вероятность их провисания.

Использовать полотно из смешанных нитей то же не рекомендуется, так как из-за разного состава оно имеет смешанную гигроскопичность. Волокна разных материалов, к примеру, льна и полиэстера, льна и лавсана, льна и вискозы впитывают разное количество воды, поэтому при изменении влажности они подвергаются постоянной микродеформации. Это нарушает адгезию (сцепление) между тканью, грунтом и красочным слоем, что, естественно, сказывается на долговечности картины.

Под живопись используются натуральные ткани с естественной окраской и небольшим количеством уплотнений. Отбеливание и окрашивание холста очень сильно снижает его износостойкость, так как применяемые химикаты - щелочи и кислоты, разрушают структуру нитей.

Виды плетения.

Для живописи пригодны ткани плотного плетения: полотняного (гарнитурного), саржевого или атласного. Полотняное образуется при чередовании нитей основы (длины) и утка (ширины). При саржевом, сатиновом или атласном плетении уточная нить продевается сразу под двумя или тремя нитками основы, образуя диагональные борозды (например, джинсовая ткань). Холст саржевого плетения наиболее плотный, при набухании трение между его нитями слабое, а значит он меньше подвержен разрушению.

 

 

Чем толще красочный слой, тем более плотной должна быть основа. Для пастозной живописи большого формата подойдет качественный небеленый холст полотняного плетения в четыре нитки, который называется Репинским. Он производится из 100 % длинноволокнистой льняной пряжи, поэтому после натягивания, проклеивания и грунтовки не изменяет своей структуры и впоследствии легко переносит температурные и влажностные колебания.

Натягивание холста на подрамник в домашних условиях.

Для натягивания холста в домашних условиях потребуется строительный стиплер. Вначале нужно выкроитть кусок определенного размера. Для этого расстелается ткань, сверху на нее кладется подрамник и  вырезается нужный формат с прибавкой  с каждой стороне примрно по 3,5 см.

У каждого художника свой способ натягивания, важно только то, что холст должен быть натянут достаточно сильно и максимально равномерно. Обычно, вначале прибивают целиком один край по большей стороне (последовательность: с левого края, с правого края, а затем к середине), затем противоположный (последовательность: от середины к краям). Меньшие стороны натягивают от углов подрамника к середине.

После натягивания на ребро каждой грани должы остаться примерно одинаковые по ширине края, которые аккуратно подгибают и прибивают к обратной стороне подрамника. Широкая подгибка делается для того, чтобы при необходимости (например при перевозке) можно было снять картину с подрамника и свернуть в рулон. а затем (в другом месте) натянуть на новый подрамник. Кстати, правильное сворачивание живописных холстов - красочным слоев наружу.

Как самому проклеить и загрунтовать холст.

Для того, чтобы укрепить холст и подготовить его к нанесению грунта, необходим следующий этап - проклейка. Ее делают составом, основным ингредиентом которого является натуральный или синтетический клей. Он наносится на ткань ровным слоем при помощи шпателя. Движения должны быть легкими и втирающими, не нужно давить слишком сильно. Даем просохнуть и шкурим. Ещё один слой клея, затем просушка - шкурим. Готовый состав для проклейки продается в магазинах художественных товаров.

Затем холст грунтуем специальным белым составом: наносим шпателем или кистью ещё три слоя, каждый из которых просушиваем и шкурим. Грунты промышленного производства достаточно хорошего качества, поэтому можно просто подобрать тот, который больше всего удобен для Вашей манеры письма - с большей или меньшей адгезией.

Мой опыт подсказывает, что нарушение технологии ведет к ухудшению качества живописи. Если наносить один слой проклейки, то с обратной стороны холста появится белый левкас. Если уменьшить число слоев грунта, то на поверхности изображения, при покрытии лаком, могут проступить более темные пятна в тех местах, где толщина покрытия недостаточная.

Готовый грунт Сонет обладает отличными характеристиками: он водорастворимый, но, в то же время, входящий в его состав хромат аммония придает ему водоотталкивающие свойства, дает эластичную пленку, стоек к загниванию и со временем не становится ломким. Готовым грунтом Левкас можно покрывать картон, так как он не отдает влагу при соприкосновении с пористой плоскостью, а следовательно она не изогнется.

Грунты домашнего производства можно изготовить по следующим рецептам: 

Состав грунтов в весовых частях

 виды грунтов  клей  масло  белый пигмент  вода
 масляно-клеевой   казеин 30   олифа 20   100 - 150  350
 поливинилово-масляный   ПВ спирт 30   льняное 40   75 - 120   250 - 400 
 левкас для дерева  желатин 10            -   мел 75 - 120  70 

В масляно-клеевую эмульсию на натуральном клее дополнительно кладут фенол (0,3 части) для предохранения от плесени и смягчитель (касторовое масло или мед 1 - 2 части).

Цветные грунты.

В заключение хочется сказать нескольуо слов о цветных грунтах. Их главное назначение - помогать художнику поддерживать нужный колорит картины. Даже если мазки кладутся не прозрачные - от смотрения на цветную поверхность меняется цветовосприятие. Цвет, положенный на другой цвет воспринимается глазом не так, как если бы он был положен на чисто белую поверхность. В сетевой продаже есть только готовые холсты с белым грунтом, и напрасно. Рисование по тонированным поверхностям разных оттенков может стать очень интересным опытом. 

Мастера эпохи Возрождения часто писали по темно-серому грунту. Он служил им дополнительным тоном в световой части тени. Это заменяло им имприматуру (монохромную пропись с целью тонирования). Знаменитый портретист Боровиковский тоже писал по серому, а Левицкий по серо-зеленому. Рубенс добавлял в грунт пигмент английской красной и умбры, а Иванов тонировал грунт желтой охрой.